поскольку у меня новый год, то у меня осталось полбутылки шампанского. И я ее счастливо допила, счастливо любуясь на фотографии и кадры из "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!" в Носеменом сообществе. Что-то там даже принялась участвовать в обсуждении. Nosema сказала, можно написать все, что я думаю по поводу фильма, и, знаете, меня не так часто просят сказать, что я думаю, чтобы я могла отказываться каждый раз (я же ведь часто отказываюсь). читать дальшеЯ не помню точно, с чего я стала смотреть этот фильм вообще. Видимо, Тесс рекламировала столь широко, что я читала - просто потому, что я читаю всю ленту. Потом как-то до меня дошли (не с первого раза) значения имен Китано и Осима, я осознала масштаб (мне часто важен масштаб), спросила мнения у Фьябиландии (так стыдно, не помню, что она ответила) и скачала кино. Оно у меня лежало-лежало, лежало-лежало... У меня так много чего прекрасного лежит и ждет часа. Час настал странный: приехала мама, мы поели и она попросила что-нибудь показать перед сном. А у меня был "MCML" (кстати, я сегодня, увидав название сообщества, пошла спросить ЛК, какое это получается число в итоге, ЛК сказала, что не знает), и я принялась им его показывать.
С первых кадров миллион маминых вопросов: а что это? а кто это? это про китайцев? это про японцев? это про войну? а где это? а, на Кубе? А на Кубе была ВОВ? Да? а с кем? а почему с Англией? А, это японцы? (я быстро сатанею и мало что понимаю, а муж, как штатный историк и мамин дуал, все разъясняет). Мне вообще было проще, потому что я же готова была к тому, что увижу.
В кадре сцена суда с харакири, все мои отводят глаза. В оба уха мне гундят: "И мы, что, будем это смотреть? И что, все эти страсти нам перед сном будут показывать? да? точно? ты уверена?" (кроме "вашумать" я ничего не могу думать).
(на этом месте мне стало не хватать фактуры, я выключила альбом Сакамото и пошла за фильмом)
странно, я хорошо понимаю автора текста (романа), который был шокирован включением этой сцены в фильм, в экранизацию, если так можно назвать. Потому что сцена отдельно - а весь фильм отдельно. (это имхо, разумеется, здесь и нет никого кроме меня). Вся сцена суда и харакири японско-европейская, а весь остальной фильм - европейско-японский. Этот перекос трудно не чувствовать. Читала какую-то рецензию, где говорится, что в фильме три пары мужчин, голландец и кореец, Сельерс и Йонои, Лоуренс и Китано. Так вот первая пара для меня самостоятельная, отдельная, и пришитая к фильму белыми нитками. Она ничего не дает зрителю, кроме страха. Можно найти подложку, дескать, автор показывает нам животный какой-то гомосексуализм, без особенных метаний и тоски, тут секс - тут харакири. Не знаю, я не понимаю.
В фильме есть дружба, такая нежная полулюбовная, человеческая, внеэротическая, по-своему страстная и по-своему соперническая, мальчики вообще дерутся часто, от избытка дружестких чувств - Лоуренс и Китано.
В фильме есть драма - Йонои влюблен в Боуи, и трабл в том, что он любит пленного. Сцены рефлексии, метания, страсти. Самой проблемы в любви к мужчине у него нет.
При этом зачем нам голландец и кореец? зачем? кореец не любит голландца. У него нет проблемы. Он не собирается делать харакири - мог сто раз успеть сделать до суда. Кореец не просто бешеный насильник - он три ночи ходит сперва раны перевязывать. А потом как-то увлекся перевязыванием, нашло что-то - и вот. Но от мысли: ах, боже мой, я спал с пленным - он не хочет сделать харакири. Это потом его Китано стыдит и стыдит, и пугает разными способами расправы, вот он и предпочитает харакири. Это начисто разламывает фильм, это лишает его этического ответа, что ли...
К чему это я? к тому, что до конца остается не понятным (мне, разумеется), в чем проблема Йонои. Если проблемы нет - то за что Китано так корейца ругает? если проблема есть - то почему кореец сам ее не видит, а Йонои - видит?
Дело в том, что кореец совершил преступление. Вот относительно чего? Относительно кодекса нравственности японца? или относительно Женевской конвенции и правил обращения с военнопленными? м? Китано отказывется называть преступление при всех - что за кокетство? к чему это? вот только что он орал прилюдно: "трахни его еще раз - и я разрешу тебе сделать харакири!" Тут приходит Йонои, и, чтобы озвучить ему состав преступление, Китано просит позволения докладывать наедине. Зачем? Это японская этика? (я в самом деле ничего не понимаю в японцах)
Йонои приезжает. Зал суда. Все входят, садятся, Йонои снимает перчатки, не смотрит на Боуи. Потом читают материалы дела.
Мама произносит:
- боже мой, какая у него странная форма черепа! (там так падает тень, что действительно, височные кости очень провалены)
Кадр центрирован на Йонои, не смотреть на него невозможно, зритель прикован к нему, зрителю ясно, что главное в этот момент - никакой не суд, а то, что у него внутри происходит. Что-то явно происходит. Что? Тут начинается лирическая музыка - чтобы зритель понял, что. Камера меееедленно под музыку наезжает. Председатель суда смотрит на секретаря заседания. Йонои - на Боуи. Центр глубины кадра - на пересечении их взглядов. Камера плывет и плывет, председатель нервничает, Йонои ничего не слышит, никого не видит. Он - в кадре - что-то пережевывает и сглатывает, у него - в кадре! - временами открыт рот. Видно, что дышать трудно. Чтобы зритель, не дай бог, не подумал, что такое впечатление произвели на капитана преступления Боуи, нам 1 - все еще дан в кадре председатель суда, который вертится, смотрит то на секретаря, то на обвиняемого, ведет себя совершенно иначе, и 2 - нам дана память о суде в лагере, когда Йонои все равно, некогда, не досуг судить тут всяких... с харакири... Следовательно, впечатлен он вовсе не злодеяниями. Чем? Музыка громче. На словах "наставиваем на смертной казни" Йонои нечем дышать. Для неактера (и для монголоида, на мой европейский взгляд) он прекрасно играет тут, его задыхание - очевидно.
Почти сразу, на фразе "мое прошлое - это мое дело!" - Сакамото не играет ровно ничего. Имхо.
Тут же камера повторяет фокус: тот же ракурс, что и в момент предсталение, в момент называния имени, в момент знакомства. А речь уже о том, почему Сельерс сдался в плен. Это зрителю дает знание: то, что он пленный, важно не меньше, чем то, как его зовут.
Йонои начинает допрос с "Быть или не быть", да, майор Сельерс? не так ли?" - чистое кокетство так допрашивать британца. Откровенное и не очень удачное, даже неловко и страшно за него )) Но Боуи не дерзит, отвечает по делу.
- вы можете доказать, что вас били?
Посмотрите, как Боуи раздевается. Он снимает шарфик (муж очень потешался над шарфегом, дескать, ах, какая прелесть эти британские пленные пижоны!). Расстегивает сорочку. Снимает правое плечо, потом левое, потом поворачивается. Все время при этом он смотрит Йонои в глаза непрерывно (простите, но так строят кадры в порнофильмах). Йонои дергается, машет рукой, корчит физиономии, "наденьте рубашку" - чего дергаться, спрашивается? ну - пленного били. Китано только что Лоуренса палкой дубасил - и ничего.
Тут я даже не заметила, что у Боуи разные глаза, начисто разные. Я заметила это только в сцене расстрела.
Кстати, каков экзистенциальный смысл сцены расстрела? зачем это было? т.е. для японца - зачем это?
Потом, мне кажется, одна из чудеснейших сцен фильма:
- Сержант Хара... Сержант Ха-ра... - шепотом.
- Лоуренс? - и с теплейшей улыбкой - Почему ты не даешь мне спать? А я только что лежал на Марлен Дитрих...
Во всей сцене столько нежности и родства, что выпадаешь из контекста: японский лагерь для военнопленных. Хара распекает англичан за тотальный гомосексуализм и покорность врагу. Лоуренс улыбается и кивает, дескать, да нет, мы не все такие. "Но самураю гомосексуализм не страшен" - это ведь кодовая фраза фильма!
Для тех, кому сцены суда было мало - сцена, где Йонои вступается за Лоуренса, и - таким образом - за Сельерса. Потом распрашивает Лоуренса о нем. Зачем? Положим, как начальнику лагеря, ему надо знать все об офицерах. Но вопрос не в этом! Первый вопрос - "Что он за человек? вы друзья?" И сразу вопрос к Харе, разговаривал ли он с пленным, ах, не разговаривал? почему, болван?! А почему он должен с ним разговаривать? Он что, дуэнья? И лучшего врача, и нужен здоровым - срочно, немедленно!
Почему вы, действительно, так интересуетесь майором Сельерсом, капитан?
К этому месту мама предприняла уже несколько безответных попыток немого вопроса: "А он?... А он что? .. Да? а он - да? О.О" - и оставила их. Т.е. несколько раз ей пришло в голову трактовать происходящее в гомосексуальном смысле, она не получила ответа, но тут уж она не может больше сомневаться, она уверена и говорит:
- зачем они все это снимают? зачем мы это смотрим?
Аналогичный вопрос она порой задает мне, через плечо глядя в экран на текст ДВ: "Зачем ты читаешь всех этих придурков?" За "придурков" ей достается, и она научилась формулировать аккуратнее.
Кстати, для сомневающихся у Осимы тут же приходит офицер, командир пленных - с ним Йонои говорит совсем не так, ему нужен список специалистов - и он не спрашивает ни что они за люди, ни кто с кем дружит.
Зато он хочет сделать Боуи командиром пленных, да )
Дальше опять мое любимое, только наизнанку, полное повторение - и полное зеркало. Хара с фонариком крадется среди спящих и - шепотом:
- Лоуренс... Лоуренс...
Светит Сельерсу фонариком в глаз (об этом есть семейный анекдот, но я сдержусь на этот раз, не буду болтать оффтопы)
И потом они садятся еще раз обсудить разницы культур и религий.
Т.е. точно та же сцена, что за 10 минут до этого.
И еще, запомним: Хара ходит ночью поболтать с Лоуренсом. Он не скрывается, он говорит громко - Лоуренс просит не шуметь. Обоим нечего бояться и стыдиться, он шепчет только чтобы не будить.
Я, наверное, даже скажу, что пара Китано и это милого еврейского актера мне дороже всех: мне нравится Китано, мне очень близки эти семитские черты, и они так трогательно дружат, так тонко, так старательно крадутся навстречу друг другу, так - через языки, культуры, традиции, века - рассказывают друг другу себя, так стараются поделиться собой, своим миром с другим, вторым. У меня это личное - у меня это та стадия любви, ради которой любовь и нужна. Боуи и Йонои - совсем другое. Во-первых, с ними все понятно уже. Они очевидны. Во-вторых, у них война. Идеологическая, заранее, без шансов на мир - на истербление. Эта форма любви лично мне - не близка. Лоуренс и Китано дружат в режиме "правда и только правда", они абсолютно честны друг с другом, они бывают несогласны, Лоуренс взывает, Китано требует, швыряет окурок, Лоуренс сопротивляется, Китано бьет его палкой, Лоуренсу не страшно признать, что он пленный, Китано не страшно признать и вести себя, как надзиратель. Боуи все время врет Йонои: он харахорится, он делает вид, что не больно, что не страшно, что все равно, что он сильнее, он постоянно в режиме "на зло". Ему подсознательно страшно признать, что он - пленный. Йонои тоже не в состоянии признать,что он "надсмотрщик над пленным" и в этой честности дальше пробыть: он постоянно действует в системе поблажек, поддержек, поощрений - и, когда они проваливаются - в ярости наказания (причем и себя, и всех окрест). Поэтому больше всего я люблю, как Китано улыбается Лоуренсу. Есть секунда в кадре, где Китано и Лоуренс над болеющим, спящим Сельерсом в том ракурсе, в каком обычно показывают счастливых родителей над колыбелью. Извините, если меня заносит )
А Йонои приходит тайно. С тем же фонариком. С тем же свечением в глаза. А Китано - прячется. Т.е. он - не дуэнья. Он сам пришел. Его не Йонои прислал проведать больного. Он сам пришел - к Лоуренсу, поболтать. А про Боуи спросил - просто для разминки.
Почему он прячется? У меня одна версия - чтобы Йонои не смущать. И так он весь на нервах.
Потом Йонои кричит. Совершенно дико и страшно. Ну кричит и кричит. Но Лоуренс встает, подходит к Боуи и спрашивает:
- все в порядке? - а что? а почему именно сейчас он подходит?
- что за ужасный шум? <...> Это ведь голос нашего капитана? (оо, я бы в жизни не узнала! а он - узнал)
- он так кричит с тех пор, как тебя привезли
- если его что-то беспокоит, почему он просто не скажет об этом?
- он действительно сильно обеспокоен
- возможно, мы с ним в одной лодке
там вообще, то ли это чудо перевода (интонационно), то ли это чудо режиссуры, но, когда Лоуренс говорит фразу "как тебя привезли, так и кричит" - ощущаешь глубокую паузу. Фраза такая оглушительная, что должна быть смена кадра, смена темы, типа а тем временем там-то... или а через две недели, дорогой зритель, наши герои...
И полностью готов к этой смене - тебе дадут выдохнуть и переварить.
А вместо этого всего Сельерс отвечает.
Т.е. даже не так важно для меня было, что именно он говорит - само говорение персонажа в этот момент - это такое... откровенное бесстыдство )) Я, как зритель, смутилась от фразы Лоуренса невыносимо. А Боуи - хоть бы что, он не смущается.
Наверное, я поэтому вот не помню сама по себе, что там было продолжение той беседы. Ты сказала - я вспомнила. А сама по себе - мозг не выдерживает ))
Потом показательно, на мой взгляд, то, что Йонои долго вспоминает родину, снег на сакурах, переворот 36 года, тоскует себе... Расказывает Лоренсу. Потом просит привести этого больного офицера - посмотреть на казнь. На самом деле это попытка сблизиться, поделиться родиной и своим миром. Но тот, видите ли, слишком слаб, чтобы любоваться казнями. Это, конечно, раздражает. Вообще Йонои интересен Сельерсу сам по себе, без нагрузки традиций, отдельно, в космическом отрыве от всего. Там, в том самом невозможном, невыносимом поцелуе, сразу после поцелуя Боуи смотрит мимо - всего, мимо камеры, мимо мира, в небо - и мимо неба. И во взгляде у него однозначное: "кроме нас больше ничего, никого, ничего нет, не было, уже не будет". Т.е. Йонои мгновенно нищает на всю свою жизнь, и на жизнь своих предков. Ему становится нечем с майором поделиться. А это бесит.
А тут еще эти идиоты не могут голову отрубить нормально. А тут еще другой идиот язык откусил. Ужасно. Весь волшебный ритуал опошлили своими истериками. Гё всем. 48 часов.
Кстати, это одна из тех кульминаций, когда Йонои отчаянно жалко, и места себе не находишь. Потому что он там, у них - главный. И невыносимо беспомощный. Ну просто такой человек - во всей своей правильности и ранимости. Как улитка: она, вроде, в домике, но домик хрупкий, и когда он крошится, то еще больнее, что он впивается в тело, чем если бы его и не было совсем.
Потом Боуи со своими демаршевыми цветами, прекрасное место, кстати, прекрасный парадокс: они прерывают пост, данный для укрепления духа, они совершают поступок вопреки японской версии бога, отказываются от поста - но и христианского смирения в них ни на грош, они непрерывно ропщут. Странно: они ропщут по мелочи, постоянно, всегда, особенно Сельерс - но приемлют плен, то, чего японец никогда не примет - и Сельерс тоже приемлет. И в ту же секунду Лоуренс читает "Отче наш")
Кстати. Эти цветы. Они их ели? Нет, не Боуи. Все остальные - ели? Или это в память о Дейонге? Кстати. Что с ним случилось? Он поперхнулся языком? Почему-то я только что обратила на это внимание, а раньше - не обращала.
Почему? Почему вообще он откусил язык? у него эпилепсия? он просто не мог видеть харакири корейца? он этим укусыванием пытался привести себя в чувство и не потерять сознание от ужаса (а что? я так делаю, так все мазохисты делают)? он этим откусыванием наказывал себя за то, что нажаловался на кореца? Что было?
Господи, я не понимаю.
Теперь, имхо, я могу процитировать то, что писала сразу после просмотра в разговоре с Тесс. Посмотрела - и первое, что сделала, разумеется, открыла у нее тэг про "MCML" и давай читать. Читала молча долго-долго. Потом стала проявлять жалкие мелкие реплики. А потом разговорилась ) Теперь процитирую - я, к сожалению, не могу второй раз говорить то, что уже говорила, именно этого не остается во мне совсем, второй раз не бывает )
"А никому не кажется, что Джек ведет себя, как просто женщина? до встречи капитана Йонои он не провоцирует. Он хамит-грубит-дерзит - но не кокетничает.
а тут сплошное: "А что ты мне сделаешь?" Что ты там, в бое на саблях тренируешься? не кричи, спать мешаешь. А, ты так дух укрепляешь? И давно? А, с моего появления? Без толку, не укрепишь. Ты объявил пост и сидишь постишься? да наплевать, я жую цветы. Я оглушил твоего адъютанта. Я организую побег. Я не приму твой вызов. Я поцелую тебя при всех. Мне безразличны твои заскоки и комплексы, правила и порядки твоей культуры, твои традиции и привычки - потому что мне все можно, я твой демон, это ты в моей власти, а не наоборот, ты проиграл. Твой дух должен был быть крепок - а ты проиграл сразу, еще во время суда, когда музыка такая заиграла (трам пам пам). "Если ему что-то надо, пусть придет и скажет" - это по-женски. Это такое "пусть придет, скажет, попросит, признает". Так тетки себя ведут: "мне не важно, как ты жил до меня, теперь есть я - и все будет по-моему". Т.е. именно так ведут себя тайные любовницы - они автоматически становятся одержимы жаждой афиширования статуса.
Но Йонои-то – важно, как он жил раньше! Он и приобщить пытается, и сам про майора пытается повыспросить, и его перекашивает на фразе «Мое прошло – это только мое дело» (жаль только, что это не отыграно как следует).
Это поведение женское: "Смотрите все, мне все можно, и он ничего мне не сделает. Я вью из него веревки. Что? Карцер? Пустяки, главное - смотрите ВСЕ!"
я не встречала мужчин, которые так бы вели себя, может, просто не встречала.
Поцелуй действительно похож на "перестань, успокойся" - и мне кажется, это тоже по-женски. Как-то, имхо, никто из британских солдат не организует подкопа-побега-массового истребления корейцев - внятного бунта, все сидят тихо, ходят на работу. Разве вот командир пленных периодически жалуется на шум и плохое кормление - на нарушение Женевской конвенции, что, помня о поведении СССР в ВОВ, - смешно и трогательно. Некоторые тайно занимаются сексом с охранниками - тайно, потому что именно британские пленные, несмотря на величие духа, если узнают - то позора не оберешься. Японцы то и дело себя карают от раскаяния, самоистребляются в приступах рефлексии. Джек выводит из себя капитана. Больше ведь никого, только одного капитана нарчит. Это как-то очень не-политический мотив, и не военный, и не культурный. Он по личным соображениям так себя ведет. Как женщина-стерва. При этом, конечно, чтобы так кокетничать - надо испытывать хотя бы заинтересованность ответную.
понимаешь, весь этот лагерь для военнопленных - это просто слов нет. Может, именно на Яве именно у японцев именно такие и были. Но посмотри, у них в лазарете человек 200 из 600...
капитана в самом деле жалко: он же ведь не думает, что пленный, сдавшийся в плен - если его назначить командовать другими пленными - отмоется от позора плена. Он никогда не смотрит на Джека как на равного. Он с первой секунды видит неравного - и так зависеть от неравного, видимо, и есть падение духа."
Дальше Лоуренс совершает свинство: "Позабудьте о своих суевериях". От него это слышать - мне - как ошпаренной. Потому что его Рождество - это не суеверие? а его отпевание Дейонга - не суеверие? А его свечи на постели Дейонга - не суеверие?! А гё, значит, суеверие! И харакири - тоже! Офигеть можно.
дальше Джек целует ковер - ну да ладно вам ) целует он его как вещь, спасшую жизнь. Иначе поцелуй в фильме не читается. Мной - не читается, фибры души не читают иначе. Но формально и без ковра бы справился, если бы не спал )
Но потом зачем-то прет с собой ))
Дальше прелестное место, конечно, неудавшейся дуэли, милай фраза "Джек )))) кажется, ты ему приглянулся))))))" - и Лоуренс смеется, долго, искренне, хорошо. А Боуи наклоняется - и его лица не видно. Скажите, он так наклоняется, как - что? это неимоверная усталость и безразличие? Ну тогда ужасный диссонанс и режиссерская неудача.
Или он смеется вместе с полковником? По полковнику видно, что они смеются шутке вместе. Джек вообще шутит про капитана. Для него это не сакрально. Вот и про ковер-самолет. Вот и про "вы пришли за своим ковром?". Видимо, оба смеются: "приглянулся" - это очень смешно.
конец первой серии
С первых кадров миллион маминых вопросов: а что это? а кто это? это про китайцев? это про японцев? это про войну? а где это? а, на Кубе? А на Кубе была ВОВ? Да? а с кем? а почему с Англией? А, это японцы? (я быстро сатанею и мало что понимаю, а муж, как штатный историк и мамин дуал, все разъясняет). Мне вообще было проще, потому что я же готова была к тому, что увижу.
В кадре сцена суда с харакири, все мои отводят глаза. В оба уха мне гундят: "И мы, что, будем это смотреть? И что, все эти страсти нам перед сном будут показывать? да? точно? ты уверена?" (кроме "вашумать" я ничего не могу думать).
(на этом месте мне стало не хватать фактуры, я выключила альбом Сакамото и пошла за фильмом)
странно, я хорошо понимаю автора текста (романа), который был шокирован включением этой сцены в фильм, в экранизацию, если так можно назвать. Потому что сцена отдельно - а весь фильм отдельно. (это имхо, разумеется, здесь и нет никого кроме меня). Вся сцена суда и харакири японско-европейская, а весь остальной фильм - европейско-японский. Этот перекос трудно не чувствовать. Читала какую-то рецензию, где говорится, что в фильме три пары мужчин, голландец и кореец, Сельерс и Йонои, Лоуренс и Китано. Так вот первая пара для меня самостоятельная, отдельная, и пришитая к фильму белыми нитками. Она ничего не дает зрителю, кроме страха. Можно найти подложку, дескать, автор показывает нам животный какой-то гомосексуализм, без особенных метаний и тоски, тут секс - тут харакири. Не знаю, я не понимаю.
В фильме есть дружба, такая нежная полулюбовная, человеческая, внеэротическая, по-своему страстная и по-своему соперническая, мальчики вообще дерутся часто, от избытка дружестких чувств - Лоуренс и Китано.
В фильме есть драма - Йонои влюблен в Боуи, и трабл в том, что он любит пленного. Сцены рефлексии, метания, страсти. Самой проблемы в любви к мужчине у него нет.
При этом зачем нам голландец и кореец? зачем? кореец не любит голландца. У него нет проблемы. Он не собирается делать харакири - мог сто раз успеть сделать до суда. Кореец не просто бешеный насильник - он три ночи ходит сперва раны перевязывать. А потом как-то увлекся перевязыванием, нашло что-то - и вот. Но от мысли: ах, боже мой, я спал с пленным - он не хочет сделать харакири. Это потом его Китано стыдит и стыдит, и пугает разными способами расправы, вот он и предпочитает харакири. Это начисто разламывает фильм, это лишает его этического ответа, что ли...
К чему это я? к тому, что до конца остается не понятным (мне, разумеется), в чем проблема Йонои. Если проблемы нет - то за что Китано так корейца ругает? если проблема есть - то почему кореец сам ее не видит, а Йонои - видит?
Дело в том, что кореец совершил преступление. Вот относительно чего? Относительно кодекса нравственности японца? или относительно Женевской конвенции и правил обращения с военнопленными? м? Китано отказывется называть преступление при всех - что за кокетство? к чему это? вот только что он орал прилюдно: "трахни его еще раз - и я разрешу тебе сделать харакири!" Тут приходит Йонои, и, чтобы озвучить ему состав преступление, Китано просит позволения докладывать наедине. Зачем? Это японская этика? (я в самом деле ничего не понимаю в японцах)
Йонои приезжает. Зал суда. Все входят, садятся, Йонои снимает перчатки, не смотрит на Боуи. Потом читают материалы дела.
Мама произносит:
- боже мой, какая у него странная форма черепа! (там так падает тень, что действительно, височные кости очень провалены)
Кадр центрирован на Йонои, не смотреть на него невозможно, зритель прикован к нему, зрителю ясно, что главное в этот момент - никакой не суд, а то, что у него внутри происходит. Что-то явно происходит. Что? Тут начинается лирическая музыка - чтобы зритель понял, что. Камера меееедленно под музыку наезжает. Председатель суда смотрит на секретаря заседания. Йонои - на Боуи. Центр глубины кадра - на пересечении их взглядов. Камера плывет и плывет, председатель нервничает, Йонои ничего не слышит, никого не видит. Он - в кадре - что-то пережевывает и сглатывает, у него - в кадре! - временами открыт рот. Видно, что дышать трудно. Чтобы зритель, не дай бог, не подумал, что такое впечатление произвели на капитана преступления Боуи, нам 1 - все еще дан в кадре председатель суда, который вертится, смотрит то на секретаря, то на обвиняемого, ведет себя совершенно иначе, и 2 - нам дана память о суде в лагере, когда Йонои все равно, некогда, не досуг судить тут всяких... с харакири... Следовательно, впечатлен он вовсе не злодеяниями. Чем? Музыка громче. На словах "наставиваем на смертной казни" Йонои нечем дышать. Для неактера (и для монголоида, на мой европейский взгляд) он прекрасно играет тут, его задыхание - очевидно.
Почти сразу, на фразе "мое прошлое - это мое дело!" - Сакамото не играет ровно ничего. Имхо.
Тут же камера повторяет фокус: тот же ракурс, что и в момент предсталение, в момент называния имени, в момент знакомства. А речь уже о том, почему Сельерс сдался в плен. Это зрителю дает знание: то, что он пленный, важно не меньше, чем то, как его зовут.
Йонои начинает допрос с "Быть или не быть", да, майор Сельерс? не так ли?" - чистое кокетство так допрашивать британца. Откровенное и не очень удачное, даже неловко и страшно за него )) Но Боуи не дерзит, отвечает по делу.
- вы можете доказать, что вас били?
Посмотрите, как Боуи раздевается. Он снимает шарфик (муж очень потешался над шарфегом, дескать, ах, какая прелесть эти британские пленные пижоны!). Расстегивает сорочку. Снимает правое плечо, потом левое, потом поворачивается. Все время при этом он смотрит Йонои в глаза непрерывно (простите, но так строят кадры в порнофильмах). Йонои дергается, машет рукой, корчит физиономии, "наденьте рубашку" - чего дергаться, спрашивается? ну - пленного били. Китано только что Лоуренса палкой дубасил - и ничего.
Тут я даже не заметила, что у Боуи разные глаза, начисто разные. Я заметила это только в сцене расстрела.
Кстати, каков экзистенциальный смысл сцены расстрела? зачем это было? т.е. для японца - зачем это?
Потом, мне кажется, одна из чудеснейших сцен фильма:
- Сержант Хара... Сержант Ха-ра... - шепотом.
- Лоуренс? - и с теплейшей улыбкой - Почему ты не даешь мне спать? А я только что лежал на Марлен Дитрих...
Во всей сцене столько нежности и родства, что выпадаешь из контекста: японский лагерь для военнопленных. Хара распекает англичан за тотальный гомосексуализм и покорность врагу. Лоуренс улыбается и кивает, дескать, да нет, мы не все такие. "Но самураю гомосексуализм не страшен" - это ведь кодовая фраза фильма!
Для тех, кому сцены суда было мало - сцена, где Йонои вступается за Лоуренса, и - таким образом - за Сельерса. Потом распрашивает Лоуренса о нем. Зачем? Положим, как начальнику лагеря, ему надо знать все об офицерах. Но вопрос не в этом! Первый вопрос - "Что он за человек? вы друзья?" И сразу вопрос к Харе, разговаривал ли он с пленным, ах, не разговаривал? почему, болван?! А почему он должен с ним разговаривать? Он что, дуэнья? И лучшего врача, и нужен здоровым - срочно, немедленно!
Почему вы, действительно, так интересуетесь майором Сельерсом, капитан?
К этому месту мама предприняла уже несколько безответных попыток немого вопроса: "А он?... А он что? .. Да? а он - да? О.О" - и оставила их. Т.е. несколько раз ей пришло в голову трактовать происходящее в гомосексуальном смысле, она не получила ответа, но тут уж она не может больше сомневаться, она уверена и говорит:
- зачем они все это снимают? зачем мы это смотрим?
Аналогичный вопрос она порой задает мне, через плечо глядя в экран на текст ДВ: "Зачем ты читаешь всех этих придурков?" За "придурков" ей достается, и она научилась формулировать аккуратнее.
Кстати, для сомневающихся у Осимы тут же приходит офицер, командир пленных - с ним Йонои говорит совсем не так, ему нужен список специалистов - и он не спрашивает ни что они за люди, ни кто с кем дружит.
Зато он хочет сделать Боуи командиром пленных, да )
Дальше опять мое любимое, только наизнанку, полное повторение - и полное зеркало. Хара с фонариком крадется среди спящих и - шепотом:
- Лоуренс... Лоуренс...
Светит Сельерсу фонариком в глаз (об этом есть семейный анекдот, но я сдержусь на этот раз, не буду болтать оффтопы)
И потом они садятся еще раз обсудить разницы культур и религий.
Т.е. точно та же сцена, что за 10 минут до этого.
И еще, запомним: Хара ходит ночью поболтать с Лоуренсом. Он не скрывается, он говорит громко - Лоуренс просит не шуметь. Обоим нечего бояться и стыдиться, он шепчет только чтобы не будить.
Я, наверное, даже скажу, что пара Китано и это милого еврейского актера мне дороже всех: мне нравится Китано, мне очень близки эти семитские черты, и они так трогательно дружат, так тонко, так старательно крадутся навстречу друг другу, так - через языки, культуры, традиции, века - рассказывают друг другу себя, так стараются поделиться собой, своим миром с другим, вторым. У меня это личное - у меня это та стадия любви, ради которой любовь и нужна. Боуи и Йонои - совсем другое. Во-первых, с ними все понятно уже. Они очевидны. Во-вторых, у них война. Идеологическая, заранее, без шансов на мир - на истербление. Эта форма любви лично мне - не близка. Лоуренс и Китано дружат в режиме "правда и только правда", они абсолютно честны друг с другом, они бывают несогласны, Лоуренс взывает, Китано требует, швыряет окурок, Лоуренс сопротивляется, Китано бьет его палкой, Лоуренсу не страшно признать, что он пленный, Китано не страшно признать и вести себя, как надзиратель. Боуи все время врет Йонои: он харахорится, он делает вид, что не больно, что не страшно, что все равно, что он сильнее, он постоянно в режиме "на зло". Ему подсознательно страшно признать, что он - пленный. Йонои тоже не в состоянии признать,что он "надсмотрщик над пленным" и в этой честности дальше пробыть: он постоянно действует в системе поблажек, поддержек, поощрений - и, когда они проваливаются - в ярости наказания (причем и себя, и всех окрест). Поэтому больше всего я люблю, как Китано улыбается Лоуренсу. Есть секунда в кадре, где Китано и Лоуренс над болеющим, спящим Сельерсом в том ракурсе, в каком обычно показывают счастливых родителей над колыбелью. Извините, если меня заносит )
А Йонои приходит тайно. С тем же фонариком. С тем же свечением в глаза. А Китано - прячется. Т.е. он - не дуэнья. Он сам пришел. Его не Йонои прислал проведать больного. Он сам пришел - к Лоуренсу, поболтать. А про Боуи спросил - просто для разминки.
Почему он прячется? У меня одна версия - чтобы Йонои не смущать. И так он весь на нервах.
Потом Йонои кричит. Совершенно дико и страшно. Ну кричит и кричит. Но Лоуренс встает, подходит к Боуи и спрашивает:
- все в порядке? - а что? а почему именно сейчас он подходит?
- что за ужасный шум? <...> Это ведь голос нашего капитана? (оо, я бы в жизни не узнала! а он - узнал)
- он так кричит с тех пор, как тебя привезли
- если его что-то беспокоит, почему он просто не скажет об этом?
- он действительно сильно обеспокоен
- возможно, мы с ним в одной лодке
там вообще, то ли это чудо перевода (интонационно), то ли это чудо режиссуры, но, когда Лоуренс говорит фразу "как тебя привезли, так и кричит" - ощущаешь глубокую паузу. Фраза такая оглушительная, что должна быть смена кадра, смена темы, типа а тем временем там-то... или а через две недели, дорогой зритель, наши герои...
И полностью готов к этой смене - тебе дадут выдохнуть и переварить.
А вместо этого всего Сельерс отвечает.
Т.е. даже не так важно для меня было, что именно он говорит - само говорение персонажа в этот момент - это такое... откровенное бесстыдство )) Я, как зритель, смутилась от фразы Лоуренса невыносимо. А Боуи - хоть бы что, он не смущается.
Наверное, я поэтому вот не помню сама по себе, что там было продолжение той беседы. Ты сказала - я вспомнила. А сама по себе - мозг не выдерживает ))
Потом показательно, на мой взгляд, то, что Йонои долго вспоминает родину, снег на сакурах, переворот 36 года, тоскует себе... Расказывает Лоренсу. Потом просит привести этого больного офицера - посмотреть на казнь. На самом деле это попытка сблизиться, поделиться родиной и своим миром. Но тот, видите ли, слишком слаб, чтобы любоваться казнями. Это, конечно, раздражает. Вообще Йонои интересен Сельерсу сам по себе, без нагрузки традиций, отдельно, в космическом отрыве от всего. Там, в том самом невозможном, невыносимом поцелуе, сразу после поцелуя Боуи смотрит мимо - всего, мимо камеры, мимо мира, в небо - и мимо неба. И во взгляде у него однозначное: "кроме нас больше ничего, никого, ничего нет, не было, уже не будет". Т.е. Йонои мгновенно нищает на всю свою жизнь, и на жизнь своих предков. Ему становится нечем с майором поделиться. А это бесит.
А тут еще эти идиоты не могут голову отрубить нормально. А тут еще другой идиот язык откусил. Ужасно. Весь волшебный ритуал опошлили своими истериками. Гё всем. 48 часов.
Кстати, это одна из тех кульминаций, когда Йонои отчаянно жалко, и места себе не находишь. Потому что он там, у них - главный. И невыносимо беспомощный. Ну просто такой человек - во всей своей правильности и ранимости. Как улитка: она, вроде, в домике, но домик хрупкий, и когда он крошится, то еще больнее, что он впивается в тело, чем если бы его и не было совсем.
Потом Боуи со своими демаршевыми цветами, прекрасное место, кстати, прекрасный парадокс: они прерывают пост, данный для укрепления духа, они совершают поступок вопреки японской версии бога, отказываются от поста - но и христианского смирения в них ни на грош, они непрерывно ропщут. Странно: они ропщут по мелочи, постоянно, всегда, особенно Сельерс - но приемлют плен, то, чего японец никогда не примет - и Сельерс тоже приемлет. И в ту же секунду Лоуренс читает "Отче наш")
Кстати. Эти цветы. Они их ели? Нет, не Боуи. Все остальные - ели? Или это в память о Дейонге? Кстати. Что с ним случилось? Он поперхнулся языком? Почему-то я только что обратила на это внимание, а раньше - не обращала.
Почему? Почему вообще он откусил язык? у него эпилепсия? он просто не мог видеть харакири корейца? он этим укусыванием пытался привести себя в чувство и не потерять сознание от ужаса (а что? я так делаю, так все мазохисты делают)? он этим откусыванием наказывал себя за то, что нажаловался на кореца? Что было?
Господи, я не понимаю.
Теперь, имхо, я могу процитировать то, что писала сразу после просмотра в разговоре с Тесс. Посмотрела - и первое, что сделала, разумеется, открыла у нее тэг про "MCML" и давай читать. Читала молча долго-долго. Потом стала проявлять жалкие мелкие реплики. А потом разговорилась ) Теперь процитирую - я, к сожалению, не могу второй раз говорить то, что уже говорила, именно этого не остается во мне совсем, второй раз не бывает )
"А никому не кажется, что Джек ведет себя, как просто женщина? до встречи капитана Йонои он не провоцирует. Он хамит-грубит-дерзит - но не кокетничает.
а тут сплошное: "А что ты мне сделаешь?" Что ты там, в бое на саблях тренируешься? не кричи, спать мешаешь. А, ты так дух укрепляешь? И давно? А, с моего появления? Без толку, не укрепишь. Ты объявил пост и сидишь постишься? да наплевать, я жую цветы. Я оглушил твоего адъютанта. Я организую побег. Я не приму твой вызов. Я поцелую тебя при всех. Мне безразличны твои заскоки и комплексы, правила и порядки твоей культуры, твои традиции и привычки - потому что мне все можно, я твой демон, это ты в моей власти, а не наоборот, ты проиграл. Твой дух должен был быть крепок - а ты проиграл сразу, еще во время суда, когда музыка такая заиграла (трам пам пам). "Если ему что-то надо, пусть придет и скажет" - это по-женски. Это такое "пусть придет, скажет, попросит, признает". Так тетки себя ведут: "мне не важно, как ты жил до меня, теперь есть я - и все будет по-моему". Т.е. именно так ведут себя тайные любовницы - они автоматически становятся одержимы жаждой афиширования статуса.
Но Йонои-то – важно, как он жил раньше! Он и приобщить пытается, и сам про майора пытается повыспросить, и его перекашивает на фразе «Мое прошло – это только мое дело» (жаль только, что это не отыграно как следует).
Это поведение женское: "Смотрите все, мне все можно, и он ничего мне не сделает. Я вью из него веревки. Что? Карцер? Пустяки, главное - смотрите ВСЕ!"
я не встречала мужчин, которые так бы вели себя, может, просто не встречала.
Поцелуй действительно похож на "перестань, успокойся" - и мне кажется, это тоже по-женски. Как-то, имхо, никто из британских солдат не организует подкопа-побега-массового истребления корейцев - внятного бунта, все сидят тихо, ходят на работу. Разве вот командир пленных периодически жалуется на шум и плохое кормление - на нарушение Женевской конвенции, что, помня о поведении СССР в ВОВ, - смешно и трогательно. Некоторые тайно занимаются сексом с охранниками - тайно, потому что именно британские пленные, несмотря на величие духа, если узнают - то позора не оберешься. Японцы то и дело себя карают от раскаяния, самоистребляются в приступах рефлексии. Джек выводит из себя капитана. Больше ведь никого, только одного капитана нарчит. Это как-то очень не-политический мотив, и не военный, и не культурный. Он по личным соображениям так себя ведет. Как женщина-стерва. При этом, конечно, чтобы так кокетничать - надо испытывать хотя бы заинтересованность ответную.
понимаешь, весь этот лагерь для военнопленных - это просто слов нет. Может, именно на Яве именно у японцев именно такие и были. Но посмотри, у них в лазарете человек 200 из 600...
капитана в самом деле жалко: он же ведь не думает, что пленный, сдавшийся в плен - если его назначить командовать другими пленными - отмоется от позора плена. Он никогда не смотрит на Джека как на равного. Он с первой секунды видит неравного - и так зависеть от неравного, видимо, и есть падение духа."
Дальше Лоуренс совершает свинство: "Позабудьте о своих суевериях". От него это слышать - мне - как ошпаренной. Потому что его Рождество - это не суеверие? а его отпевание Дейонга - не суеверие? А его свечи на постели Дейонга - не суеверие?! А гё, значит, суеверие! И харакири - тоже! Офигеть можно.
дальше Джек целует ковер - ну да ладно вам ) целует он его как вещь, спасшую жизнь. Иначе поцелуй в фильме не читается. Мной - не читается, фибры души не читают иначе. Но формально и без ковра бы справился, если бы не спал )
Но потом зачем-то прет с собой ))
Дальше прелестное место, конечно, неудавшейся дуэли, милай фраза "Джек )))) кажется, ты ему приглянулся))))))" - и Лоуренс смеется, долго, искренне, хорошо. А Боуи наклоняется - и его лица не видно. Скажите, он так наклоняется, как - что? это неимоверная усталость и безразличие? Ну тогда ужасный диссонанс и режиссерская неудача.
Или он смеется вместе с полковником? По полковнику видно, что они смеются шутке вместе. Джек вообще шутит про капитана. Для него это не сакрально. Вот и про ковер-самолет. Вот и про "вы пришли за своим ковром?". Видимо, оба смеются: "приглянулся" - это очень смешно.
конец первой серии
@темы: Впечатления от просмотра
читать дальше
На лекции не выдержала и писала про ключевую для меня сцену - побег; у меня четыре страницы вышло, и с телефона я не воспроизведу )
1. Слабость физическая. Он совсем недавно был мало не насмерть избит, минимум три ночи провел в карцере, без укрепляющих тренировок схватился и тащил Лоуренса - банально руки дрожат и колени подгибаются.
2. Оружие. Во-первых, меч у С. в руках гораздо КОРОЧЕ - это значит, что Й. достанет его, не напрягаясь. Во-вторых: может, С. и ходил на фехтование в школе, но войну он наверняка прошел с ружьем. А Й. каждый день тренируется "с тех пор, как тебя привезли". С. задира, но не самоубийца.
3. Мне хочется верить, что и душевная слабость. И насмешка не над Й., а над собой - разве я могу на тебя напасть?
Я из-за п. 1 не верю в секс в карцере. Прости за грубость, но в таком состоянии отыметь кого-то можно, только если палку к члену привязываешь.
Про расстрел - по-моему, они тупо издевались над пленником, потому что он не ломался. Они сами это говорят - что он, де, никак не поддается. Только при втором просмотре заметила, что после выстрелов из укрытия выходит Йонои и подходит к Селльерсу со спины. Я просто оторопела. Он реально все это время находился в помещении и не вступился!
Дальше опять мое любимое, только наизнанку, полное повторение - и полное зеркало.
Зеркальных сцен вообще много в фильме. Мое любимое зеркало: сцена побега vs. предпоцелуйная сцена. Что любопытно: Йонои защищает Селльерса от своих, Селльерс защищает своих от Йонои. Вот и вся любовь.
Светит Сельерсу фонариком в глаз (об этом есть семейный анекдот, но я сдержусь на этот раз, не буду болтать оффтопы)
А я хочу )))
Потом показательно, на мой взгляд, то, что Йонои долго вспоминает родину, снег на сакурах, переворот 36 года, тоскует себе... Расказывает Лоренсу. Потом просит привести этого больного офицера - посмотреть на казнь. На самом деле это попытка сблизиться, поделиться родиной и своим миром. Но тот, видите ли, слишком слаб, чтобы любоваться казнями. Это, конечно, раздражает. Вообще Йонои интересен Сельерсу сам по себе, без нагрузки традиций, отдельно, в космическом отрыве от всего. Там, в том самом невозможно, невыносимом поцелуе, сразу после поцелуя Боуи смотрит мимо - всего, мимо камеры, мимо мира, в небо - и мимо неба. И во взгляде у него однозначное: "кроме нас больше ничего, никого, ничего нет, не было, уже не будет". Т.е. Йонои мгновенно нищает на всю свою жизнь, и на жизнь своих предков. Ему становится нечем с майором поделиться. А это бесит.
Очень понравилось это.
Джек выводит из себя капитана. Больше ведь никого, только одного капитана нарчит.
По-моему, он над всеми издевается. В той сцене с цветами - он же издевается сначала над обычными японцами, причем доводит их до того, что они его избивать начинают. Неизвестно, что было бы, если бы не приехал Йонои.
дальше Джек целует ковер - ну да ладно вам ) целует он его как вещь, спасшую жизнь. Иначе поцелуй в фильме не читается. Мной - не читается, фибры души не читают иначе. Но формально и без ковра бы справился, если бы не спал )
Как вещь, спасшую жизнь, И как вещь, подаренную капитаном. Не верю я, что у них был в карцере секс, но ведь он не спал. Он слышал, что кто-то идет.
===
Сакамото сказал, что играл Йонои как гея.
Где он это говорит? *крик души* )))
Мне бы, конечно, БЕЗУМНО хотелось, чтобы секс у героев был (и чтобы они поженились и жили долго и счастливо), но я боюсь, что физическое состояние Селльерса просто не позволило бы ему кого-то трахать. Разве что Йонои сам на нем прыгал.
Йонои Селльерсом увлечен безумно, это видно; он его идеализирует (наверняка после слов Лоуренса особенно - "мы его прозвали крутой солдат, он идеальный солдат") и потому в сцене побега просто не верит, что его герой может испытывать телесную слабость. "Симулянт! Вы все больны духом!" - это его слова. Я сначала думала, что когда он предлагает Джеку поединок ("если вы убьете меня, то будете свободны"), он издевается. Но он без иронии говорит. У него, бедняги, и правда ужасно плохо с чувством юмора.
Очень тронуло, что они не могут друг на друга нападать. Предпоцелуйная, зеркальная, сцена тронула поэтому чуть не до слез: - Ты? - кричит Йонои. Да за что мне такое наказание, я все тебя уберечь пытаюсь, а ты лезешь, ИДИ НАЗАД! - и отпихивает одной рукой, и чуть не плачет. Кавааайчик. Чудушко.
Еще я, конечно, понимаю, что Рюичи Сакамото и Йонои - это два разных человека, но все равно воспринимаю саундтрек как музыкальные иллюстрации именно состояния Йонои. В сцене побега, когда Селльерс и Йонои встречаются глазами, музыка ТАК усложняется - это просто крик.
Как Селльерс относится к Йонои, я не понимаю. В поцелуе прорывается - любит, целует так, будто сказать что-то хочет, оторваться не может - но, по-моему, это вообще самый первый их контакт: и Йонои особенно потрясен от того, что мечта его коснулась впервые - на прощание.
Джек даже и не усомнился, что комендант подослал убийцу. - Мне показалось, что он ждал и боялся увидеть, что убивать его пришел Йонои.
Это так и есть. Осима просил Сакамото писать музыку так, как будто бы ее пишет сам Йонои и в ней - все его чувства.
Заниматься сексом... А разве он был в плохом состоянии в карцере? Он совсем недавно был мало не насмерть избит,Его уже давно на ноги поставили к тому моменту, как он попал в карцер. Тащил Лоуренса на руках, а сексом заниматься не мог?
И насмешка не над Й., а над собой - разве я могу на тебя напасть?С такой-то издевательской ухмылкой? Думая, что Йонои подослал убийцу к нему?(А как иначе он мог думать?)
стати, каков экзистенциальный смысл сцены расстрела? зачем это было? т.е. для японца - зачем это?
На суде японцы -все, кроме Йонои- не могли понять, что человек, сдавшийся в плен - не трус.Йонои понимает культуру Запада, понимает, что С. не трус. Но другие хотят его испытать. Может, и сам Йонои хочет испытать-действительно ли этот человек такой несгибаемый. Достоин ли он...
Сакамото сказал, что играл Йонои как гея. Где он это говорит? *крик души* ))) На imbd. какой-то человек, видевший или читавший материалы той пресс-конференции в Каннах, рассказывал:... homoerotic attaction/love between Yonoi and Celliers. Bowie talked surprisingly open about that when the film was shown in Cannes and Sakamoto preceived and such portrayed Yonoi as gay as well.Поскольку этот пользователь и роман точно пересказал, и вообще везде аргументированно выступал, я ему верю.
Тащил Лоуренса на руках, а сексом заниматься не мог? Далеко он его протащил? И как тащил-то! И он же реально стоять не может, там видно, что у него в руке этот клинок трясется, и когда он руки в колени упирает, у него ноги разъезжаются )
homoerotic attaction/love between Yonoi and Celliers. Bowie talked surprisingly open about that when the film was shown in Cannes and Sakamoto preceived and such portrayed Yonoi as gay as well
ах )))
что-то много для меня за один раз, сейчас попробую кусочки прокомментировать)
По-моему он просто усиливает тему гомосексуализма, привлекает к ней внимание.
согласна. Но это неаккуратно, притянуто как-то... Не, ну я же просто зритель, у меня есть просто ощущение от режиссерской работы, оно же не должно быть тотально-восторженным...
А почему он взял вину на себя? Сказал, что он насильник, попытался защитить от ярлыка, из соучастника сделать де Йонга жертвой в глазах всех? (Потом-то он сломался...)
где? когда? я не заметила такого. Это, вроде бы, де Йонг рассказывает, что "приходил, перевязывал, был таким добрым"
Кстати,посомтрела и вспомнила, что хотела сказать - вот адъютанту никто не помогает в харакири. Почему? Не достоин? Никто не стоит над ним с мечом, чтобы отрубить в случае чего.
И еще - а он точно кореец? Как его зовут? ****мото? Так зовут корейцев? а корейцы делают харакири?
трудно быть малооразованной
и почему все же он (кореец?) должен быть наказан, казнен, осужден, приговорен, или вот инсценирован несчастный случай для выплат семье. Ну т.е. спать с пленным - плохо, да. Но мне трудно представить себе военный лагерь,где каждого надзирателя, вступившего в половую связь с пленным (хоть добровольную,хоть насильную, все равно) - казнят. Это, понимаете... это какая-то утопию и сказка...
какое преступление в глазах японцев он совершает, что его - казнят? Нет, ну представьте, советский офицер спит с военнопленной немкой - что, казнят? ой я вас умоляю))
Если он догадывается, что капитан склонен к мужской любви, ему неловко обсуждать с ним на глазах у всех недостойное поведение тех, кто тоже идет этим путем.А может, он видит, что капитан борется с собой, стремится не думать о таком.
да, как-то тааак... но не очевидно...
О нет. То есть-да, он ходит к Л., любит с ним общаться. Но у него была другая цель на этот раз.Его волнует, почему Йонои так интересуется Селльерсом.
да, но мне кажется, тут это все равно для затравки: "пойду посмотрю, кем так капитан увлекся... Лоуренс? А ну. где тут наш демон-искуситель? А, вот этот? ну ладно... Как его взяли в плен? сам сдался? Фууууу.... Ну ладно. Кстати, Лоуренс - и блаблабла блаблабла"
А что прямчется - я просто хотела подчеркнуть, что он прячется не для себя, а для капитана. Не чтобы капитан не узнал о его визитах, а чтобы капитан не узнал, что он знает о его визитах.
Цветы.Все остальные - ели?Кажется -нет.
для меня это очень важно. Т.е. Селльерс изначально идет за цветами для панихиды? а не для борьбы с постом?
О! Я посмотрели внимательно и все поняла. Селльерс приносит цветы:
- Цветы?
- да
-зачем они?
- еда.
- еда?! - кореец убегает
- хорошо бы они были белые... Но я нашел только эти. В память о де Йонге.
Лоуренс кивает, получает цветок и уходит поминать де Йонга
А остальным Сельерс раздает 1) красный поминальный цветок и 2) белый круглый съедобный корень. И корень они все едят.
На самом деле яркая японская символика - красное и белое.
Лоуренс не знает о корнях, узнает только на реплике
- Джек! дай мне другой?
- Джек, что ты делаешь? мы должны соблюдать гё!
Девочки, ну от чего де Йонг-то умер? (я понимаю, что про секс интереснее )))))))))))))))
Он же не спал. Лежал, ты хочешь сказать?
я неудачно выразилась. Я имела в виду, что и с ковром, и без ковра он справился бы с убийцей, если бы не спал. А если бы спал - то ни с ковром, ни без ковра бы не справился. Вот )
Но когда он целует ковер, он целует в порыве благодарности. Типа - о, ковер, если бы не ты! Это поцелуй благодарности. Может, как к оберегу, не понимаю. Но не как поцелуй нежности к подарку любимого. Так вижу )
а то, что ты пишешь про дуэль - ооо... Не знаю, это потрясающе интересно, я готова согласиться со всем, но я должна подумать )
про расстрел - издеваются, да. Но не поняно, зачем, не понятно, в чем смысл, - ну просто такая потеха? Т.е. если никакой нагрузки общей в сене нет - то тогда она бесконечно растянута. Если есть нагрузка - то она не проявлена. Если показать нам, какой майор храбрый - так мы уже поняли давно. Мне честно кажется, что это место в фильме неудачное.
Он реально все это время находился в помещении и не вступился!
вот тоже не понятно. какой-то плучается компромисс - вы, капитан, конечн, получите своего военнопленного, но сначала мы все же его расстреляем.
Что любопытно: Йонои защищает Селльерса от своих, Селльерс защищает своих от Йонои. Вот и вся любовь.
да, так весь фильм. Так все время. Селльерсу не нужны японские "свои". Жены вечно воюют со свекрами, с сестрами, с бывшими женами, детьми от прежних браков, друзьями и т.д. Ничего в нагрузку к Йонои Селльерсу не надо. И он защищает своих от него - все время. Типичная женское поведение, навроде "я не отрекаюсь от своих мужчин", "наша мама будет жить с нами" и т.д.
Селльерс для меня эмоциональная "жена" и я тверда в этой позиции ) При этом, он, конечно, топ ))
А я хочу )))
читать дальше
Не верю я, что у них был в карцере секс, но ведь он не спал.
ну про секс я тоже не чувствую...
Хоть Тесс заманчиво рассказывает )
Капитан ходил каждую ночь - но он и в лазарет ходил
Но вы напрасно, Селльерс прекрасно себя чувствует: он ходил за корешками и цветами, набрал полную корзину, пришле, всех накормил, получил две пощечины от надзирателя - и все. Сразу карцер. Но после карцера он правда чувствует себя не ахти.
ковер с собой берет - тоже изрядно цинический демон ведь, бежать собирается, думает, "приг-го-диц-ца!"
и еще. На каком языке Лоуренс говорит: "Ты ему приглянулся" Капитан понимает? Думаю, да. Ужасно.
Девочки, ну от чего де Йонг-то умер?
Я не думала об этом, но вообще я читала, что раньше ниндзи, попавшие в плен, откусывали себе языки и умирали от потери крови. Тут мог и от болевого шока умереть, и задохнувшись... Вообще я не смогла посмотреть эту сцену ((( Жажмурилась и вообще )
На каком языке Лоуренс говорит: "Ты ему приглянулся" Капитан понимает? Думаю, да. Ужасно
По-моему, по-английски. Но Йонои вроде бы знает английский, он с командиром пленных по-английски разговаривает. И в сцене суда - когда говорит Йонои, Селльерсу не переводят.
я не заметила такого НУ, все говорят, что де Йонг -жертва, было насилие. Раз Канемото не спорит, он признал себя насильником. Зачем? Чтобы де Йонга не наказали.
Девочки, ну от чего де Йонг-то умер? ( Язык когда откусывают, им иногда давятся, это один из японских - в основном, женских-старинных видов самоубийства. Может, так японцы и поняли... Умер, я же говорю, потому что он любил Канемото и не смог смотреть на его смерть- ну, в шоке прикусил...Да, или Осима, или Томпсон говорили, что это не насилие было, что догадаться можно - это добровольная связь.
Мне честно кажется, что это место в фильме неудачное. Может, ты японский подход не очень воспринимаешь.))
Он реально все это время находился в помещении и не вступился! вот тоже не понятно. какой-то плучается компромисс - вы, капитан, конечн, получите своего военнопленного, но сначала мы все же его расстреляем. Что же тут непонятного? Зачем ему вступаться? Небось и отдать согласились на том условии...
На каком языке Лоуренс говорит: "Ты ему приглянулся" Капитан понимает? Думаю, даНа английском, но капитан-то его знает.понимает
Небось и отдать согласились на том условии
Вах ))
о, ну отож! ну ото как же ж! )) Потрясающе весьма! ))
я вообще не знаю, что думать про дуэль.
я думаю, что секса не было, что капитан приходил посмотреть - он же вообще не разговаривает с ним почти. Прихожил посмотреть на своего красавца - и все) Думаю, и ковер послал с кем-нибудь, типа "капитан Йонои передал вам это" - и все.
я думаю, что майор не спит - случайно. И сразу же прикидывается спящим, как только слышит. Почему вы думаете, что он ждет убийцу? расстрелять его и так могут в любой момент, типа провели расследование, выяснили, что он не военнопленный, расстреляли к чертям. Почему вы не думаете, к примеру, что он ждет любовника-капитана? А прикидывается спящим он - из озорства? посмотреть, как его будить будут? )
т.ч., думаю я, никого он не ждет активно, а случайно не спит. Или не случайно - там же все же охранника убили, голоса слышно.
А потом осознает, что свободен, бежит за луренсом, тащит его, потом видит Йонои, и, боюсь, первое, что думает - это "блин, попался..." А потом - запросто может думать, что убийцу подослал. Но есть у меня такое чувство, что как только они встретились, так сразу Боуи затея с побегом показалось проваленной, и ему уже все равно, он сразу уже сдался. И драться ему - ну как бы это сказать... Он уже так в своем поражении глубоко в этот момент, что моральных сил попробовать еще одну попытку к свободе - нет. Все равно уже и лень. Я же говорила, что ощущение, что они в большом - не сопротивляются. Так только, по мелочи. А глобально никто из них не боется с пленом: подкоп не роют, бунта не устраивают. А от Йонои такой сильный импульс дуэли, что даже и в пику ему Селльерс драться не станет, "а вот обломись".
Зачем? Чтобы де Йонга не наказали.
да врядли его накажут. Тут, скорее, чтобы собраться по вере не сделали из него посмешище.
Или - ему не видно принципиальной разницы между "насильник" и "совратитель". Хара говорит, что голландец даже не сопротивлялся.
как вот они исхитрились тайно заниматься сексом а лазарете - вы видели, как там койки стоят? )
связь - пусть и добровольная, я тут не вижу сильного противоречия, кроме того, что кореец (или все же японец) - ради права харакири крадется к голландцу, собираясь исполнить приказ Китано. А голландец - пятится. Вот и вся любовь, да. ВОт мне бы сказали: трахни любимого прилюдно - и да простятся тебе грехи твои.
Ахтунг полный...
Т.е. секс добровольный, симпатия некоторая, но до любви, имхо, далеко.
Про язык - т.е. для японца де Йонг умирает как старинная японская женщина-самоубийца? Это очень трогательно...
Зачем ему вступаться? Небось и отдать согласились на том условии...
да, мне тоже так показалось, что это договоренность, именно мы его казним, а вы его забираете.
фразу - ой, я ее не помню. наверное, он аво втором часу фильма, а я не пересматривала )
Да, вы должны умереть для меня". Как полупризнание в том, что он ревновал к нему Джека.
Именно что Селльерс - со своими. А не с капитаном.