Мое самое первое ощущение сразу после просмотра MCML - как говорит мой ребенок "Што это было?! - и головой так б-р-р-р-р-р-р...
Первичный восторг!!! И полная ошарашенность... Я поняла - что ничего не поняла... Нет, сюжет, разумеется, уловила. Но в погоне за сюжетом просто кожей чувствовала, что мимо меня проносятся пласты и лавины чего-то намного более важного и значимого, пока я старательно ковыряюсь в запоминании лиц и имен, в следовании тексту... Хотя это не помешало поплакать во время просмотра, в финале и после финала... И не один раз.
Знаете, вот честно: я бы на каждом диске, на каждом видеофайле, на каждом торренте ставила бы пометку: "Внимание! Фильм разрешает начать себя понимать минимум со второго просмотра! Он абсолютно самодостаточен и сам выбирает, на кого ему производить впечатление!"
Меня он выбрал не сразу...
Дальше - мозговая чехарда...
читать дальшеЯ честно сопереживаю голландско-корейскому любовному дуэту, пугаюсь национальной экзотики (дядьки с мечами, ужас какой! И это - в двадцатом-то веке!), почти не замечаю первого появления в кадре Сакамото - нет, я прекрасно вижу, что он красив до неприличия! - но в первый раз он мешает мне понять, чем же там у корейца с его блондином все закончится... И уж тем более, по касательной меня обходит первый диалог Йонои и Хары, в котором последний чуть только по головке не гладит любимого командира, стараясь не зацепить его возвышенную душу грязными жизненными реалиями... Или не коснуться особо ненужных вопросов, которые могут того расстроить. Как потом оказывается - да, могут...
Я на "ура" фиксирую эротический полустриптиз Джека Селльерса в суде - и абсолютно упускаю все, что ему предшествует - всю эту идеально выстренную игру глазами, все акценты взглядов... Ну, как глаза кто застит((... В сцене расстрела, ясен пень, красивый финальный выход Йонои обретает контур раза с третьего, не раньше - дымно там очень, да и Джек ворчит, сердится... Ну, я бы в такой ситуации тоже сердилась)... Пока мы с Боуи дуемся на пару, Йонои в клубах дыма - мимо темы...
Я внимательно проглядываю (от слова "проглядеть") приезд Джека в лагерь - ну это же так естественно, что комендант лагеря собственноручно, в полуистерике, избивает охранника над телом упавшего британского заключенного. Да чего там, все так делают! При этом вдумчиво, вместе с Лоуренсом, мучаюсь вопросом - а почему вам так интересен майор Селльерс, капитан?
Я искренне изумляюсь местному госпиталю - слушайте, их ведь там еще и лечат! Нормально, да?! - и в момент ночного посещения Йонои больше всего переживаю за Лоуренса и Хару: а вдруг их засекут? А вот уровень общения обоих бьет сразу и сильно: настолько иронично-обаятелен Конти, по-детски искреннен Китано... Сразу скажу, в финале ревела в голос...
Сцену казни я первые два раза смотрю, внимательно зажмурившись...
Разумеется, я промахиваюсь мимо молчаливых взглядов мальчика-адъютанта и его раскроенной головы в поединке на мечах - и что он пошел Джека убивать? Тот ведь ему ничего не сделал, даже не нагрубил...
За что был зарублен охранник - выше моего понимания...Ключ не дал? Ужас какой, вот нравы, а?...
Когда я на третьем просмотре отловила кодовую фразу - "капитан приходит сюда каждую ночь" - у меня было ощущение, что я - Генри Шлиман, и только что раскопала Трою...
Я старательно фиксирую в голове дату "26 февраля" и лезу в инет поднимать все, что есть, об этих японских "декабристах"...
Коврик обозначается сразу, но без "капитан приходит сюда каждую ночь" - как бы зависает в воздухе... Откуда, собственно?
В сцене побега мне до слез обидно за Йонои - это кем же надо быть, чтобы просто не испытывать благодарности к человеку, который заслоняет тебя от пули, да еще и смотрит на тебя такими глазами?! А вместо этого - хихикать на пару и намекать, кто кому понравился...То, что "кто кому понравился" они обсудили еще в госпитале, а Джек тут может и не хихикать совсем - мысль уже следующего уровня...
Я выношу себе мозг над фразой "Ваш друг меня разочаровал...". Но вот тут - борьба до упора... Как только в голове уложилось, что в предыдущей сцене Джек мог и не хихикать, а капитан (взгляд Сакамото в этот момент настолько красноречив! Настолько он, как ребенок, обижен и оскорблен!) вполне вероятно, подумал бог знает что... А что еще можно подумать, когда два британца улеглись уютным бутербродом на земле (и опять Джек с этим Лоуренсом!) и вовсю прикалываются: Джек, кажется, ты ему приглянулся!... Ну и я бы тоже сама взбесилась от такого! А вы бы - не взбесились?! И сразу предмет страсти будет "дурак!", или, как вариант - "разочаровал"... И не забыть грохнуть Лоуренса!! Ревнует капитан и оскорблен до глубины души! А японский порядок тут, ну, совсем не при чем...
Сцена на плацу - до сих пор горло перехватывает... Великолепен Боуи, действительно, с лицом ангела в этот момент! И все же для меня самое потрясающее здесь - это Сакамото! Его заполняющиеся слезами глаза и эта трясущаяся рука, которой он пытается оттолкнуть-погладить - а, главное, прикоснуться к своему божеству... Видение, что сам поцелуй происходит уже после этой ласки-отталкивания (ведь первый раз Джек просто выходит и встает перед ним), а, соответственно, и причины - опять же, другой уровень...
Про финал - не готова... Потому как смотрю - и снова плачу...Китано...Без комментариев...
Вот такой в первый раз у меня получился Франкенштейн(((...Ну, и кто я после этого?!
Но ощущение, что - всё, пропала! - было сразу. А потом - снова и снова, снова и снова... И по крупицам, по кадрам, по фразам, по обалденной, сносящей голову музыке - появилась та самая история любви, о которой можно, не переставая, говорить, спорить, соглашаться, изумляться, творить, плакать...
Осима убивает зрителя очень медленно, изощренно, по капле, но так красиво и изысканно, что желания сопротивляться просто не возникает...
Поделитесь мыслями?)
А на закуску - мой диалог на эту тему с одним моим фэйсбучным фрэндом, японцем из Токио, художником и старым фанатом РС-сана. Вернее, его мнение в ответ на мой вопрос о значении фразы "Your friend was a dissapointment to me" (думаю, взгляд С Той Стороны весьма интересен!):
"Your friend was a disappointment to me" значит: "Я полагал, что он будет полезен для нас.Он оказался не тем, что я ожидал".
Другое значение:
да, Ёнои конечно имел все основания быть разочарованным.
Потому что...
1. Ёнои спас его от смертной казни в военном суде.
2. Ёнои приказал Харе вылечить его.
3. Ёнои хотел сделать его командующим офицером.
4. Ёнои посадил его в камеру, но дал ему персидский ковер.
Хотя Ёнои всегда хорошо обращался с ним, Селльерс сам шел к своей смерти.
Но я думаю, у Ёнои были смешанные чувства.
и потом...
Ёнои: "Почему ты не хочешь драться? Победишь - будешь свободен."
Ёнои мог иметь намерение быть побежденным Селльерсом...."
Но вообще фраза сложная для понимания всех нюансов.
Дальше я спрашиваю - Ёнои имел намерение быть убитым Селльерсом??
Он отвечает:
"Ну, возможно, у Ёнои было намерение самому убить Селльерса"
Ну и попутно, на мой вопрос, почему, на его взгляд, Ёнои так откровенничает с Лоренсом, рассказывая ему о 226 (Осима мог нам любым другим способом показать, что Ёнои сам в глаза смерти глядит уже седьмой год, доживает ("Меня оставили умереть позже") с тяжким грузом вины (еще и поэтому он - не мальчик)).
Ответ был очень интересный:
"Я слышал, что некоторые эпизоды были вырезаны в окончательной редакции. Мне самому этот разговор кажется неожиданным".
Загадок не убавляется, а, скорее, наоборот!
А приведенную вами ссылку я отлично знаю!)))) Я ее нашла с месяц назад, она во многом меня вдохновила и поддержала...
За диалог - огромное спасибо, надо подумать...