MCML в Дайри mcml.diary.ru/ и в группе ВК vk.com/van_der_post
Непроходимые пространства и одиночество путешественника - это ли не настоящее приключение? Совсем удалиться в полумрак собора символов не позволило плодотворное общение с автором перевода, которому я признателен за возможность обсудить свои догадки и услышать его собственные размышления и изыскания о сюжете, героях и Лоренсе ван дер Посте. Представленный очерк о библейской тематике не может претендовать на исчерпывающее понимание и, возможно, является дискуссионным, что станет поводом продолжить дальнейшее изучение в этом направлении. Материал для удобства ознакомления разбит на четыре части.

Владимир Куш. Book of Books.
Роман Лоренса ван дер Поста "Семя и сеятель" необычен, в числе прочего, неявной особенностью: в нем содержаться слои, которые могут формировать различные структуры его восприятия. Эта особенность связана с тем способом концептуализации и выражения знания, которая уходит в глубины общего человеческого прошлого, является узнаваемой и вызывает отклик. Один из таких слоев - музыка, другой - графика, их внутренние законы направляют движение потока впечатлений в формы, доступные для рассмотрения связей, узлов и переплетений, скрытых по ту сторону рассказанной истории, словно полотна гобелена.
Музыка вспыхивает внутренней точкой, которая привлекает внимание к присутствию чего-то важного и этапного. Подробнее на этом уместно было бы остановиться в отдельном блоке, здесь же, в контексте структурирования восприятия такого необычного романа, можно было бы назвать его звучание полифонией. Стоит прислушаться, и становятся различимы звуки японской флейты и кельтской арфы, африканских барабанов и библейских псалмов. Темы различных культур в исполнении чуткого дара Лоренса ван дер Поста обретают новые оттенки смыслов. Взаимное наложение сюжетов, контекстов, героев, символов пишут впечатляющую партитуру, воссоздающую образ единства человечества и целостности личности. Можно выделить несколько голосов-партий: библейский, японский, кельтский, бушменский и алхимический.
1. Библейская тема.
1.1. Символизм семени и числа.
Библейская тема задается уже в самом названии романа, сохраняясь и в названии фильма. Притча о Сеятеле изложена в Евангелии от Марка (4:3-20; 26-29), Евангелии от Матфея (13:3-23), Евангелии от Луки (8:5-15). Имеет значение также и параллели с горчичным зерном: Евангелие от Марка (4:30-32), Евангелие от Матфея (13:31-32), Евангелие от Луки (13:18-19). Многомерный и сложный образ находит отражение в нескольких аспектах.
1. Как и истины притчи, изложенные на конкретных примерах из обыденной жизни, истории героев открываются через их индивидуальный опыт. Они не персонажи, Лоренс ван дер Пост держал в ладонях эту землю, смотрел на эти звезды и стоял на лагерном плацу. Все виды почв, на которые падает семя, вполне узнаваемы в романе, и читатель без труда обнаружит их и в своем собственном пространстве.
2. В контексте утверждения, что не знает человек, как растет семя, следует рассматривать непонимание Джеком того, что происходит с ним, и всю цепь событий, ведущих его к преображению и осознанию себя. Новое состояние возникает уже как некая данность, которая и позволяет переосмыслить весь прошлый опыт, вывести его из тени.
3. " Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва" (Евангелие от Марка 4:29). Лишь только потому, что есть избранник, плоть и кровь обыденной современной реальности невероятным образом оказывается участником вечной мистерии, которая обрушивается бурей на сознание, вовлеченное в ритуалы нормативности, предписывающие меру добра и зла.
4. В Евангелии от Марка говорится о царствии божьем: "Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные". Парадоксальное свойство явления заключать в себе свою противоположность Джек познает на собственном опыте, когда пустяк превращается в бездонное Ничто, а незримый участок живой почвы в его душе с добрым семенем и тенью - обращает это Ничто в Нечто, где тень - убежище духа.
5. "То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет" (Первое послание к Коринфянам 15:36).
"Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (там же,15:42-44). Указанные слова апостола Павла представляются важными для понимания того плана, где происходит разрешение ситуации Джека Селльерса. Его опускают в землю как садовое дерево, Лоуренс после войны говорит, что Джек посажен во многих местах и прорастает сейчас здесь, на Рождество в душах тех, кто его помнит, "в тебе и во мне".
Символизм зерна является общемировым и рассмотрение этого вопроса увело бы слишком далеко от "заметок на полях романа", но стоит упомянуть об одном параллельном варианте, слишком красивом, чтобы умолчать о нем. "Этот Атман в моем сердце меньше, чем зернышко риса, чем зерно ячменя, чем горчичное семя, чем семя проса, чем ядро семени проса. Этот мой Атман в моем сердце больше, чем земля, больше, чем воздушное пространство, больше, чем все эти миры"(Чхандогья-упанишада 3,14.). Божественное начало - Атман меняет лишь форму выражения, сохраняя форму содержания прежней. В образе зерна, семени представлены важнейшие для христианского мировоззрения понятия души, жертвенности и спасения. Интересные соотнесения значений дает сравнительная этимология при анализе слова "зерно": др.-англ. bled "зерно на корню", и.-е. bhled "жертвоприношение", англ. brtath "дыхание"; лат. gars "душа" и хет. harsi "хлеб, зерно"; хет. halki "хлеб на корню" и лит. hailis "волосы"; готс. hlaibs "хлеб" и нем. Halb "половина, середина" (Маковский ММ. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках). В контексте этих значений сцена гибели Джека обретает смысл ритуального действия, заложенного во времена, когда единый ритм создавал семя, человека и слово.
Тема семени появляется в дневнике Джека в связи с его отношением к брату: "Природа семени узнается по дереву, дерево - по плодам, плоды - по вкусу". Позиция выступает здесь как почва, на которой начинается разрастаться Ничто. Другое зерно в нем - доброе, пытается пробиться в совсем неприспособленных условиях - под воздействием общества, где роль Джека предопределена. Это другое у Лоренса ван дер Поста коррелируется с понятиями того же плана - сердцем, движением, жизнью, целостностью. Все важнейшие моменты жизни героев находят отражение через эти понятия. Сердце и есть тот участок живой связи с собой и миром, где только и способно оно укорениться: "человеку нужно только пожелать, чтобы его семя было избрано, и молить сеятеля внутри себя посадить его через собственное дело и поступок". Семя Сеятеля требует распахнутого сердца, и жизнь ради прекращения его замкнутости порой призывает бурю, в глубине которой все же заключена гармония. Жизнь, по наблюдению автора, предлагает свои ритуалы в этапные мгновения, когда все разрушено и именно сердце как прозрачное зеркало приводит в свидетели Лоуренс, пытаясь на привычном ему языке ума передать вспыхнувшее чувство. Оно выступает мерой соразмерности человека самому себе. После прощания с Харой Лоуренс чувствует, как муть и чернота обрушились на него, и беспощадное, отчаянное признание самому себе связано с осознанием, что "с крохотного семени небольшой перемены взволнованного человеческого сердца" начинаются великие события. Пение брата будит в сердце Джека тоску от осознания незавершенности, и Ничто как тень ложится на него, вызывая отвращение к жизни спустя много лет. Все движения сердца сродни неведомому росту семени, скрытому в земле и доступному только внутреннему взору, обращенному на самого себя, и в таком качестве равному божественному взгляду. Это понимание передано описанием брата, погруженного в себя как африканская курица - в предвкушении жизни внутри себя. Таково парадоксальное видение Лоренса ван дер Поста, сочетающего великое и малое в понятии жизнь.
В заключение обзора смыслового поля символа семени в романе, отметим, что оно в картографии души, составленной автором, относится к категории центра, относительно которого только и возможна система ориентации. Библейское звучание темы оказывается одним из голосов в общем гармоническом строе духовных практик человечества, связанных с мистериями умирания и воскресения - во всех планах бытия, в мироздании и в личности. Целью этого символического подобия является обновление, и именно таким - воссоединенным и обновленным возникает в гармонии рождественской бури Джек Селльерс, собравшийся из тех мест, где он был когда-то.
Особый интерес в связи с библейской тематикой представляет символизм чисел и имен у ван дер Поста. Это чрезвычайно тонкий слой изощренного искусства создавать объемные контексты всего лишь одним жестом. В универсуме романа есть две числовые константы, которые структурируют текучие процессы жизни и преображают дуальность и противоречия человека. Это тройка и четверка. Они находят, как в мистериях, свое предметное выражение, и та форма, через которую они явлены в романе - меч Лоуренса, ставший для него универсальным проявлением опыта его жизни, отражением горизонтальной и вертикальной организации бытия. Неслучайно этот символ накладывается на другой - крест: Лоуренсу является его облачное видение в прозрачном горном воздухе Индии.
Горизонтальная четверка присутствует в теме смены сезонов - в природе, в жизни, в душе человека, в сезонах внешней канвы судьбы Джека - через школьные годы, период работы адвокатом, войны и лагеря военнопленных, в мотиве двух братьев с их сестрами. В романе действуют четыре героя, с разными путями развития духа и становления личности: Джек, Лоуренс, Хара и Ёнои. Четыре раза звучит песня брата: в саду, когда Джек приезжает на каникулы, на инициации в школе, во время приезда Джека после Палестины, во время его казни. Таким образом, для ван дер Поста в символизме числа четыре находят выражение его понимание цикличности жизни, завершенности процессов, соответствия человека природному порядку, это уровень материальных явлений и заданности условий бытия. Оно имеет значение установленного порядка, в котором протекает бытие, а также представляет завершение процесса, исчерпывающегося на последней стадии.
Вертикаль меча соответствует числу три, и насколько Лоренсу ван дер Посту важна эта константа, свидетельствует обилие форм в романе, в которых она находит отражение. Среди различных аспектов, по которым происходит соотнесение именно с числом три, первостепенное значение имеет момент смерти - воскресения Христа, который по преданию происходит за три дня, а также отречение Петра - трижды. Перечислим варианты присутствия числа в романе.
Повествование делится на три части. Встреча товарищей происходит в Сочельник, Рождество и вечер после Рождества. В романе звучат голоса троих мужчин - Рассказчика, Лоуренса и Джека. Три женщины находятся в диалоге с героями - жена брата, женщина с острова и жена Рассказчика. Три пути человека называет Джек - солнечный, лунный и звездный. Три дня до и три дня после полнолуния - время безумства Хары. Лоуренс освобожден Харой на Рождество, за три дня до того, как его должны были казнить. За три дня до освобождения Лоуренс попадает в переделку, защитив заключенного, и его избивают; на этом он расстается с Харой, чтобы встретиться уже при других обстоятельствах. Трижды звучит крик петуха: на кузнице, когда Джек решает за брата пойти навстречу толпе сверстников, поджидающих их, чтобы наказать, в день приезда брата в школу, когда Джек солгал, что брата не будут раздевать, в утро казни Хары, когда Лоуренс подавил свой человеческий порыв. Трижды Джек отрекается от брата: решив подвергнуть его испытанию у кузни ради соответствия своему представлению о себе, во время ассамблеи в школе, во время убийства Стомпи. Трижды звучит гимн "Останься со мной, Господи": его поют амбонцы на склоне вулкана "Пик Стрелы", когда Джек был с ними, поют, когда он уходил от них, спускаясь с вулкана, поют военнопленные во время мучительной казни Джека. Есть три ночи, значимые для Джека: в Палестине, где ему явился Христос, на склоне вулкана, когда он приближается к пониманию смысла жизни, в ночь перед испытанием на плацу, когда он чувствует зов своей звезды. На третий день после невероятного поступка Селльерса его "сажают" в яму. Через три дня после этого он погибает. В последние часы жизни Джека Селльерса в три часа ночи к нему приходит капитан Ёнои и срезает прядь волос.
Таким образом, число три моделирует у Лоренса ван дер Поста уровень перемен, перехода к новому качеству, потенцию преображения, а также пограничность ситуации, которая должна будет получить свое дальнейшее разрешение. Она представляет духовный план и качественный выход из бинарности и противоречивости, синтез и динамику, самосознание. Это возвращение к исходной точке, когда можно все изменить, возвращение к утраченному единству.
Среди других числовых констант, выражающих различные аспекты единого, у автора можно обнаружить двойку - уровень дуальности, ноль и единицу - уровень, представляющий одновременно и Ничто и Все. Наивысшая точка внутреннего распада Джека приходится на 32 года, когда он принимает решение отправиться на войну, где начинается новый этап его пути к самому себе.