Как-то давно меня спросили, как звали младшего брата Джека Селльерса. Ответа не нашлось ни в Книге, ни в Фильме. Его имя не названо нигде. А недавно мне был задан вопрос об этимологии имени самого Джека. Оказалось, что ответ на второй вопрос дал ответ на первый. Немало этому поспособствовали и бушмены. Но все по порядку.читать дальшеНачнем с того, что и имя, и фамилия у Джека Селльерса - французские. В некоторых источниках проскакивает информация, что мать Лоренса ван дер Поста была французского происхождения. В других, правда, говорится, что - немецкого (при этом отец - голландец, из Лейдена, его родители приехали с ним в Южную Африку, когда ему было 3 года). Это к вопросу - почему французские имя и фамилию дал ван дер Пост своему персонажу, фактически являющемуся им самим. Причина, конечно, возможна совсем другая, и об этом еще будет разговор.Так вот, "Джек Селльерс" - это в оригинале у ван дер Поста "Jacques Celliers". А Jacques - это французский эквивалент английского имени James, происходящего от еврейского Jacob - Иаков. Привычное нам Джек, Jack, тоже встречается, как вариант произношения этого имени на английском, но не является совсем корректным, так как Джек - это уменьшительное от совсем другого имени - Джон.Вот тут параллельно всплывает еще одна линия. Как мы знаем, ван дер Пост разбил себя в Книге на трех персонажей - рассказчика, Лоуренса и Селльерса. Почему он это сделал, в какой степени происходит разделение, какими функциями наделен каждый персонаж, и зачем автору понадобилось это делать - тема отдельной научной работы. Но одна деталь будоражит воображение: Джек - уменьшительное от Джон. Селльерс - младший Лоуренс... Но это так, в скобках. Не буду здесь развивать эту мысль. Но сколько сюрпризов преподносят имена!Значит, читая по-французски, мы получаем Жак СельЕр. Хехе. Сельер - довольно распространенная французская фамилия, слово на этом языке означает "кладовая, винный погреб". Гугл выдает множество ссылок на различные объекты во Франции, связанные с виноделием, в названиях которых присутствует это слово.Ну и в Претории, Южная Африка, есть улица с таким названием. Также несколько современных Джеков Селльерсов обнаруживаются именно в этом регионе. Еще был южноафриканский поэт, эссеист и драматург, писавший на африкаанс, Jan Francois Elias Celliers. В ЮАР Селльерсов вообще больше, чем где бы то ни было еще в мире.В этом источнике говорится: фамилия французского происхождения, географически может происходить от проживания в деревне, где была келья отшельника, или по профессии - от человека, который держал склад или амбар. От латинского 'cella'.Мне нравится "келья отшельника"! Кельерс, келья.Существуют, впрочем, и английские Селльерсы. Согласно этому источнику происхождение фамилии уходит во времена англо-саксов. Ее производят от крестильного имени Silvester или Silvanus. Впервые встречается в Нортгемптоншире, где Селльерсы издревле имели свои феодальные поместья. У них был свой герб:Но вернемся к именам.Итак, наш Джек - Иаков. Знатокам Библии дальше можно не объяснять, но, поскольку я таковым не являюсь, мне открытие далось не сразу.Недавно мне случилось переводить интервью Лоренса ван дер Поста Южно-Африканскому телевидению. Говоря о бушменах, он произносит загадочное для меня слово, звучащее как "Исо". Я ломаю голову, переслушиваю с десяток раз и решаю слушать дальше, авось пойму из контекста. Так и произошло. В целом отрывок звучит так:"Вопрос: Вы как-то сказали, что в каждом из нас живет бушмен. Что Вы имели в виду?Лоренс ван дер Пост: Я уверен, что бушмен олицетворяет то, что есть в каждом человеке любой расы мира - спонтанность, непосредственность, нахождение в «сейчас», интуитивность. Но он также обогащен высокой осознанностью, на свой манер. Если объяснять это так, чтобы нам было более доступно – он есть проявление Исава в человеке. До того, как возник землепашец и владелец имущества, то есть аспект Иакова в человеке. Вы помните историю Исава и Иакова, как они уже боролись друг с другом в материнской утробе, и в конце концов аспект Иакова, человек, который возделывает землю, владеет скотом, имеет овец, строит города – взял верх. Я думаю, в процессе развития этот аспект, особенно в современном мире – обладание, материализм, сознательная, рациональная сторона человека – во все возрастающей степени берет командование, забирает контроль у естественного, интуитивного, любящего человека природы, которого до сих пор воплощают в себе бушмены. Как если бы кто-то в своем воображении пришел в страну, в которой до этого в сознательном состоянии никогда не был, и сказал: «Боже, вот то, что я потерял!» И в тот момент, когда мы видим его, идущего своим естественным путем, мы в своих городах смотрим на него и думаем: «Боже мой! Вот что мы упустили!»Мы обнаруживаем это в нашей жизни снова и снова. Я брал с собой разных людей в дикие места Африки, в природный мир Африки, и без всяких слов, просто глядя на природу, они, казалось, обретали религиозный опыт. Здесь в Лондоне, зачем люди высаживают у себя в заоконных ящиках цветы? Если не хватает места для сада, для природы, для естественных вещей в их жизни. И я не знаю, кто соединит для нас наиболее очевидным образом историю об этих разорванных взаимоотношениях в современном человеке и историю бушменов. И то, что мы натворили с бушменами во внешнем мире, мы то же самое творим с чем-то внутри нас самих.Полагаю, один из уроков, которые я лучше всего усвоил к концу своей жизни, это следующий: ты не можешь сделать внешнему миру того, чего не делаешь своему внутреннему миру".Вот ту-то мне и стало все понятно. В Книге Бытия: Исав – брат Иакова - человек природы, откровенный, чистосердечный, импульсивный, живущий сегодняшним днем, отдал свое первородство Иакову за миску супа. Это как раз то слово, которое по-английски звучит как "Исо".Прошу прощения за длинную цитату, но тут ясно видна огромная важность для ван дер Поста этой дихотомии: Исав - Иаков. Понимание этой раздвоенности, разделенности человека сэр Лоренс пытался донести во множестве книг, в том числе посвященных бушменам, где в немалой степени так же заметно влияние учения Карла Густава Юнга. Интеграция со своим внутренним бушменом, человеком природы, тем, у кого в голове (или сердце или еще где-то) сохранился биокомпьютер, связывающий его непосредственным знанием-ощущением-чувствованием со всем живым, тем, кто подчиняется непреложным законам бытия с тонким различением нужного в данный момент, тем, кто не отягощен наслоениями бесконечной обусловленности, налагаемой цивилизацией, кто не ставит ложных задач и проживает бытие как оно есть во всей его полноте.Эта интеграция, это обретение целостности прозревается Джеком на вершине горы в момент инсайта, когда его солдаты поют гимн "Господь, пребудь со мной". "У горы было имя Джаджа Семпур, «Пик Стрелы», у долины — Лебаксембада, «То, что хорошо сделано»". Джек говорит: «Слушая эти простые христианские души, поющие среди языческих лесов, ... я понял, что не был послушен собственному осознаванию жизни».Джек отвечает на вопрос, что он понимает под осознанность? "Это не то, что мы называем знанием, потому что знание ... стремится пришпилить нас, заключить в рамках того, что должно быть лишь граничным состоянием. То, что он назвал осознанностью, было, возможно, чутким предощущением целостности, единства жизни; осознаванием того, что человек может свободно жить лишь на границе своего бытия, где знаемое содержится в бескрайнем незнаемом, непрерывно переступая эту воображаемую границу, подобно одинокому охотнику, что возвращается из ненадежного укрытия в огромных лесах. ... там, на вершине горы, пока его люди пели псалмы, он понял, что отныне прежде всего он должен научиться любить необходимость поиска высшего единства в жизни... На нем ... лежало проклятье того, что он назвал «предательством природного брата в его жизни»".То есть он не просто предал своего брата по плоти и крови, но, и прежде всего, он отказался от своей собственной природной, интуитивной части, вытеснил ее в подсознание под гнетом социума с его жесткими требованиями соответствия правилам, не нужным для истинной жизни, враждебным ей. Это стало причиной жесточайшего кризиса. Кризис же разрешился обретением осознанности и выходом на жертвенную любовь.Имя брата, так же как и внутреннего бушмена - Исав.
@темы: Подробности, История создания, анализ, Впечатления от просмотра, Лоренс ван дер Пост, библеистика, бушмены, имена
Книгу тоже можно разгадывать и раскапывать до бесконечности, как и Фильм, там множество пасхальных яиц ))
Ван дер Пост очень последователен - то, что лежало в основе его мировоззрения в пятидесятые-шестидесятые, так же явно читается в высказываниях последних лет жизни, в девяностые.
Да, облик брата и его психологический строй напоминают бушмена - это отличное наблюдение! Таким образом мы обнаруживаем новую параллель с собственной жизнью Поста: его предки подвергли бушменов геноциду, вырезали их целыми группами. Когда 8-летний Лоренс узнал об этом, он дал себе клятву найти выживших бушменов и по возможности помочь им. Видимо, глубокая вина за деяния предков и легла в основу комплекса Селльерса. А мы прежде гадали, был ли у Поста младший брат, поступил ли он с ним несправедливо... Что не исключает.
Да, ван дер Пост нашел бушменов после войны, исследовал их, написал несколько книг ("Потерянный мир Калахари" среди прочих), снял документальные фильмы для БиБиСи в пятидесятые годы. Фактически, открыл бушменов западному миру, дал описание земель, где они обитали. Тем горестнее оказалось для него в поздние годы, в 80-е и 90-е, то, что на основании его прежних исследований этих территорий правительства начали новый геноцид, сгоняя бушменов в резервации, принудительно поселяя их в постоянные поселки, лишая традиционного уклада. Пост писал протесты, постоянно выступал в поддержку бушменов, но с этой болью он, похоже, так и ушел...
Вот такая личная мифология, воплощенная в лучших книгах. Личная История, полно прожитая, подвергнутая глубокому осмыслению.
Неизвестно, насколько английские Селльерсы имеют отношение к нашему Джеку, но, как известно, случайных совпадений не бывает. Раз такая информация пришла, она дает еще одну грань реальности, стоит раскрыть глаза и уши ))) Возможно, это не научно. А насколько научен тот эпизод в Книге, когда погребенный в песок Явы Селльерс поет песню брата, и брат за тысячи миль от него отвечает ему? Осознавание таинственной связи всего живого, присущее бушменам, пробудилось в Селльерсе, и мы можем с полным основанием сказать, что интеграция его личности произошла.
Книгу тоже можно разгадывать и раскапывать до бесконечности, как и Фильм, там множество пасхальных яиц ))
Ван дер Пост очень последователен - то, что лежало в основе его мировоззрения в пятидесятые-шестидесятые, так же явно читается в высказываниях последних лет жизни, в девяностые.
Да, облик брата и его психологический строй напоминают бушмена - это отличное наблюдение! Таким образом мы обнаруживаем новую параллель с собственной жизнью Поста: его предки подвергли бушменов геноциду, вырезали их целыми группами. Когда 8-летний Лоренс узнал об этом, он дал себе клятву найти выживших бушменов и по возможности помочь им. Видимо, глубокая вина за деяния предков и легла в основу комплекса Селльерса. А мы прежде гадали, был ли у Поста младший брат, поступил ли он с ним несправедливо... Что не исключает.
Да, ван дер Пост нашел бушменов после войны, исследовал их, написал несколько книг ("Потерянный мир Калахари" среди прочих), снял документальные фильмы для БиБиСи в пятидесятые годы. Фактически, открыл бушменов западному миру, дал описание земель, где они обитали. Тем горестнее оказалось для него в поздние годы, в 80-е и 90-е, то, что на основании его прежних исследований этих территорий правительства начали новый геноцид, сгоняя бушменов в резервации, принудительно поселяя их в постоянные поселки, лишая традиционного уклада. Пост писал протесты, постоянно выступал в поддержку бушменов, но с этой болью он, похоже, так и ушел...
Вот такая личная мифология, воплощенная в лучших книгах. Личная История, полно прожитая, подвергнутая глубокому осмыслению.
Неизвестно, насколько английские Селльерсы имеют отношение к нашему Джеку, но, как известно, случайных совпадений не бывает. Раз такая информация пришла, она дает еще одну грань реальности, стоит раскрыть глаза и уши ))) Возможно, это не научно. А насколько научен тот эпизод в Книге, когда погребенный в песок Явы Селльерс поет песню брата, и брат за тысячи миль от него отвечает ему? Осознавание таинственной связи всего живого, присущее бушменам, пробудилось в Селльерсе, и мы можем с полным основанием сказать, что интеграция его личности произошла.