После многих лет совместной жизни с фильмом и его героями, после бесчисленных разговоров и размышлений над его странностями мне все чаще приходит в голову вот что:
многие детали и полутона в этом фильме мы никогда не поймем до конца по трем причинам:
1. Осима - японец. Разница менталитетов огромна. Один наш человек, давно живущий Там, сказал: ну вот ты выучил язык, живешь здесь год, другой, и тебе начинает казаться, что ты их понимаешь. Но проходит пять лет, и ты видишь, что многое из того, что, как тебе казалось, ты понял - твои фантазии. Это очень важно (и трудно) - распознавать свои иллюзии...
2. Сценарий писали Джереми Томас и Нагиса Осима. Люди, говорящие на разных языках, не знающие языков друг друга и пр. - см. пункт 1. Насколько согласованны были их действия, насколько они делали одно и то же? Возможно, в процессе они полагали, что снимают вместе один и тот же фильм. На деле? Хм...
3. Временами возникает ощущение некоей небрежности, недоделанности. Пример:
в эпизоде с цветами и радио - совершенно загадочный проход Лоренса с вещами в неизвестном направлении, что даже навело кого-то здесь на мысль, что это он настучал капитану про радио...
или в том же месте: мы видим голодного, небритого капитана, практикующего Гё, в тот момент, когда в лазарете кушают корешки. Через пару минут он, уже побритый, (пахнущий за версту одеколоном), с иголочки одетый, чуть ли не с подведенными глазами, подлетает на джипе к месту происшествия. Когда это он успел?
Осима - Мастер. Возможно ли, чтобы он допускал такие небрежности? Сие мне неведомо. Знаю только, что при съемках он чаще всего ограничивался 1-2-3 дублями.
Возможен вывод:
не стоит всё понимать буквально. Это не документальное кино. Это - притча о войне и смерти. О тотальном непонимании и попытках контакта. О вине и мудрости. О принятии и эгоизме. О любви и чести. О главенстве долга. О муках совести. О том, чтобы быть плоть от плоти своей Родины, и о том, чтобы страдать от своих внутренних комплексов. О правде и неправде и о том, как по-разному ее понимают. О прощении. О любви. О нераздельном единстве нас всех, таких разных, на этой маленькой планете.
И о многом-многом другом. Философская притча...
"Знать, как остановиться на незнаемом - вот мудрость". Чжуан Цзы.
Что не исключает других мнений и продолжения банкета