Я личность творческая – хочу творю, хочу вытворяю.
Я со свежими впечатлениями. Отзыв здесь, но поскольку он там не один, то переношу нужное сюда.

Счастливого Рождества, мистер Лоуренс


На подобные фильмы рецензии не пишутся. Улыбаясь, в слезах, под впечатлением и по уши влюбленным идете фанатеть в соответствующее сообщество. Впрочем, часть эмоций в слова облечь попытаться можно.
Это фильм о Любви. Именно о ней, никак иначе. Необъяснимом всеобъемлющем чувстве. О любви к жизни. И к человечеству. И о том, что именно и как эту любовь пятнает. Принципы, долг, убеждения. Заблуждения. Пустота и холод одиночества. Многое, слишком многое. А война – да просто лакмусовая бумажка.
Любовь, прорастая в каменистой почве душ, делает больно. Очищая от скверны ненависти и агрессии. Любовь не в силах изменить мир, но ее прикосновение не всех оставляет равнодушными.
А еще, несомненно, это фильм о любви. Человека к человеку. Такой разной, к таким разным.
Не удержаться от фразы: в этой потрясающей картине Рюичи Сакамото до невозможности хорош. А Дэвид Боуи... это Дэвид Боуи.

И — много эмоционального субъектива. читать дальше

IMDb
Википедия
Кинопоиск
А вот для сравнения:
Дэвид Боуи
Cvjnhtnm

@темы: Селльерс/Йонои, Йонои, Дэвид Боуи, Фотографии, Впечатления от просмотра, Нагиса Осима

Комментарии
12.03.2009 в 12:10

tes3m, и не только Осимы)
А в сообществе можно постить то, что прямого отношения к MCML не имеет? Например, рецензии на другие фильмы Осимы, что-нибудь о Боуи, Сакамото, Китано и т.д.?
12.03.2009 в 12:17

kozmik Это надо Носему спросить. Хотя я лично считаю это хорошей мыслью. Пишите ей ю-мейл.)))
12.03.2009 в 12:32

tes3m, хорошо, спрошу)
12.03.2009 в 21:25

Я личность творческая – хочу творю, хочу вытворяю.
tes3m, +1 по поводу поцелуев.)

kozmik, до меня наконец доло, что вы писали именно о чувствах, а не о принипах.) Я, если честно, много думала о том, что же именно чувствует Джек, потому что его истинные чувства от зрителя ( с моей точки зрения) почти полностью скрыты, так что я продолжаю думать и не пришла к окончательному выводу.
Насчет того же, что он мог капитана соблазнить... Кто знает - вдруг ему было на близкие отношения не легче решиться, чем Ёною? Джек не Боуи ведь все же.) Ну зазывал глазами, ну намекал Лоуренсу, но вдруг вот взять и завалить капитана на камышовую циновку под пение цикад соблазнить капитана ему неловко было?) Не знаю) Чувства Джека даже его поцелуи не доказывают, а если их толковать только как попытку сломить капитана и спасти пленных, то вовсе наоборот...
12.03.2009 в 22:14

Sfitrizir, в этом фильме чувства и принципы очень тесно сплетены...
Версий, конечно, много, но то, что личо я думаю, я сполна высказала в своём посте. Мне кажется, что Джек вполне был на это готов, но сдерживался, как раз-таки потому, что щадил чувства и принципы Йонои. Конечно, это мой субъективный взгляд. А поцелуи, опять же, мне кажется, и не должны были доказывать чувства. Поцелуи, наоборот, поставили черту в этих отношениях. Поцелуями он просто растоптал Йонои, потому что не мог поступить по-другому.

Несколько раз перечитала ваш комментарий, думая, что же в нём меня смущает. И поняла: действительно, все мои попытки анализировать их поведение закочились тем, что я очень хорошо подумала, чего же там испытывал японец, а вот с Джеком всё сложнее... Наверное, потому, что себя я больше ассоциирую с героем Сакамото, ну, вы понимаете, о чём я. А с Селльерсом всё гораздо сложнее... Надо будет подумать ещё. Всё же, я думаю, что фильм в первую очередь именно о любви (а о чём ещё бываету Осимы?), и, скорее всего, на то и был рассчёт - чтобы каждый проводил параллели со своей жизнью, своими отношениями, рефлексировал и... приходил к каким-то выводам. Потому что отношения Йонои и Селльерса - по-сути, отношения в любой паре, только в очень специфическом, утрированном виде. Каждый в этой истории сожет найти что-то, что он сам когда-то испытал. И именно поэтому мне кажется, что ,даже если Осиму спросить в лоб, он ничего бы не ответил. Только улыбнулся бы своей странной улыбкой.
12.03.2009 в 22:16

kozmik поцелуи, опять же, мне кажется, и не должны были доказывать чувства. Поцелуи, наоборот, поставили черту в этих отношениях. Поцелуями он просто растоптал Йонои, потому что не мог поступить по-другому. А мне вот кажется - там была нежность - Джек так скользнул щекой по щеке Йонои, словно не хотел расставаться...
12.03.2009 в 22:21

tes3m, понятно, конечно, что нежность была! Но это было "прости, я люблю тебя, но я не могу по-другому, этим отношениям не суждено быть в любом случае, и я переступаю через них, потому что должен, и ты должен поступить точно так же". То есть в кульминационном моменте должен был одержать верх один из них, в любом случае поставив точку в отношениях. И это сделал Селльерс, предав Йонои, но не изменив своим принципам. Ну, лично мне так кажется.
12.03.2009 в 22:24

kozmik Все же мне кажется, вот тогда он его не предавал, а просто останавливал его жестокое по отношению к пленным поведение.
12.03.2009 в 22:28

tes3m, а вы прочитали мой пост на тему?...)) Просто, может быть, я в нём недостаточно понятно выразила свои мысли, тк написался он очень спонтанно в 7 утра после внеочередного просмотра.
В общем, мне кажется, что между ними существовало своего рода молчаливое соглашение - да, я это чувствую, ты это тоже чувствуешь, но мы ничего не будем делать, потому что это неправильно. И в данной ситуации Джек был перед выбором - открыть свои чувства к Йонои и спасти жизнь человеку, или же остаться в стороне, промолчать и спасти репутацию Йонои. Он выбрал первое. То есть он всё же переступил через свои чувства во имя долга, вполне по-самурайски.
12.03.2009 в 22:32

kozmik Ну, я вижу их отношения иначе . Именно этого не вижу. Но фильм же многогранный, все видят свое.)))))
12.03.2009 в 22:38

tes3m, в том-то и дело, что каждый из нас ставит себя на место героев, рассматривает их отношения через призму личного опыта, рефлексирует. Лично мне кажется так. По крайней мере, будь я Йонои (мне гораздо легче поставить себя на его место, нежели на место Джека, его мне гораздо сложнее понять), я бы думала и чувствовала именно так. Кстати, интересно - а вам в этой паре кто ближе, Йонои или Селльерс? *хоть пост на эту тему пиши*
12.03.2009 в 23:09

Я личность творческая – хочу творю, хочу вытворяю.
Мне оба близки.) Кстати, вот пишу и начинаю в чем-то Джека понимать... Не думаю, что он мог хоть каким-то образом предать Ёнои - у него же вина за предательство перед братом, это его болевая точка, он, как я и писала раньше, скорее, по его мнению, спасал людей и спасал Ёнои - от него самого. Не дал Ёнои пойти на убийство от бессилия и отчаянья. Успокоил вот так, остановил. Лично у меня создалось впечатление, что Ёнои Джека не понимал, даи своих чувств к нему толком не понимал тоже (понимал, что "болеет" им, да, но вряд ли осознавал, что это именно любовь), боролся с ними, поэтому и выражал их странновато, да и Джек вообще-то никак не давал пнять, что они взаимны. А капитан из-за этого всего с ума сходил, а тут еще непокорные иностранцы-военнопленные, кодекс, падение авторитета, японизированный Лоуренс, который повторяет "мы все неправы"... В кульминационной сцене мне кажется, что Ёнои уже на грани истерики и Сельерс, помимо прочего, этими поцелуями как бы говорит, что, мол, успокойся, я тебя люблю и не надо этих смертей, ты же не убийца - а ведь у Ёнои как раз состояние, в котором рубят головы, пьют и дерутся, потому что на душе паршиво. От внутреннего бессилия, отчаянья, паники даже.

Имха, да, но не мог Джек предать сознательно со своим-то комплексом вины, мне кажется. Он же наоборот хотел это искупить и должен был свой пступок считать именно таким своеобразным искуплением.

Кто-то когда-то мне сказал, что в японском в конце слова "й" вместо "и", поэтому склоняется, и я, мучая свои и чужие глаза и уши, писала "Ёной", а тут спросила япониста - говорит, все же лучше "Ёнои". А склонять ли Хару - дело вкуса, на эту тему японисты немало копий сломали.
12.03.2009 в 23:22

Sfitrizir, успокоил? Да он же втопта его в грязь! Он прилюдно унизил его, убил его репутацию, надругался над его честью... но они оба понимали, что так нужно было поступить. В то же время, он переступил через себя тоже, через свой комплекс. Да, Йонои на грани истерики - потому что уже не понимает, что между ним и пленным творится, плюс - давление окружающих, падение авторитета. Я всё же остаюсь при своём мнении, что этим поцелуем он предал Йонои. Был выбор между жизнью невинного + совестью, так сказать, капитана (да, он спас его от его же потупка, это так, но тем не менее) и своими чувствами, соображениями и честью Йонои. Всё же очень неоднозначно.
Джек не давал понять, что чувства взаимны? А все эти его взгляды, намёки Лоуренсу, гибискус и т.д. - всё это просто так? Да и чем же они занимались каждую ночь, хех?)) Думаю, Йонои, может быть, и не понимал природу своих чувств к Селльерсу, но уж явно знал, что они вполне взаимны.

В общем, спорить практически бесполезно, так как всё равно каждый из нас воспринимает фильм так, как он лично чувствует. Я, может быть, слишком эмоциональна в обсуждении, но это - только лишнее доказательство того, насколько фильм гениален)

На знание японского ни в коей мене не претендую, мне удобней и привычней говорть "Йонои" и не склонять, а Хару - как раз-таки, наоборот, склонять)
13.03.2009 в 00:02

Я личность творческая – хочу творю, хочу вытворяю.
kozmik
Джек не давал понять, что чувства взаимны? А все эти его взгляды, намёки Лоуренсу, гибискус и т.д. - всё это просто так?
Веди так Джек себя со мной, я бы подумала "заигрывает", но не "любит".) поэтому до эпизода с ковриком мне как зрителю казалось, что Селльерс принимает внимание, провоцирует и все такое, но что там в душе у него творится...
Думаю, Йонои, может быть, и не понимал природу своих чувств к Селльерсу, но уж явно знал, что они вполне взаимны.
А как он это понимание демонстрировал, в таком случае? Я тупой зритель, я не вижу понимания в сцене неудавшегося поединка после такого же неудавшегося побега.)

Был выбор между жизнью невинного + совестью, так сказать, капитана (да, он спас его от его же потупка, это так, но тем не менее) и своими чувствами, соображениями и честью Йонои.
Я понимаю вашу позицию и все, умолкаю, спрошу только: вым категорически не нравится толкование, согласно которому Джек сознательно и намеренно своими поступками пытался доказать Ёнои, что его честь, долг, совесть и прочее - вредная ерунда по понятиям человека (европейца ли, японца ли - неважно)? Помните, Лоуренс гворит, что, получается, он должен умереть из-за Ёнои, из-за его понятия о порядке и намекает, что это абсурд. А это таки абсурд, это не японский менталитет, это искусственно созданный мральный кодекс на основе тех самурайских, которые были на бумаге, но не в жизни. Ничуть не лучше идеалов нацизма, бытующих в то время в Германии. вот представьте, что Ёнои - нацист, военный-немец. Разве, любя его, не нужно любой ценой ему открыть глаза на то, в что он слепо верит?
И Джек назван в книге "сеятелем", потому что в душах посеял свое мировосприятие, о чем в конце фильма говорит Лоуренс.
И еще. Я просто в своих суждениях отталкивалась от принципа Джека - "я не японец, я волен поступать как британец". И еще и поэтому поцелуи для меня - акцент на этом "я не японец". слияния и сосуществования культур не получилось с самого начала ведь, кто-то должен был уступать, и пришлось уступить Ёнои, а почему - см. выше.

Я ни в коем случае не спорю и не убеждаю, просто подумайте, если хотите.) А то вдруг я неясно выразила свою мысль, я же к этим мыслям долго шла - сначала я по-другому на фильм смотрела немного.
13.03.2009 в 08:03

Sfitrizir, конечно, восприятие фильма на протяжении всей жизни)) может не раз меняться. В данный момент я всё же склоняюсь к высказанной мной версии, но не могу категорически отрицать какую-то другую. Так что я не могу отрицать и вашу версию, сама в своё время к ней склонялась, но сейчас мне всё-таки так не кажется.
Разве, любя его, не нужно любой ценой ему открыть глаза на то, в что он слепо верит?
Мне кажется, что нет. Что, как раз-таки, любя его, нужно уважать любые его принципы, какими бы бредовыми они не были. На протяжении всего фильма у Йонои не раз были шансы расправиться с Селльерсом (в прямом смысле), как и у Селльерса с Йонои (в переносном), но они оба этого не сделали.
представьте, что Ёнои - нацист, военный-немец
Не забывайте, Япония входила в нацистский блок, плюс неоднократно приводимые параллели между Йонои и Мисимой, плюс между японским милитаризмом и нацизмом ой как много общего. В общем, вполне родственные явления.
И Джек назван в книге "сеятелем", потому что в душах посеял свое мировосприятие, о чем в конце фильма говорит Лоуренс.
Если я не ошибаюсь, Лоуренс имеет в виду смерть Селльерса и её значение для окружающих, которые многое осознали, в том числе Йонои, конечно, но, я думаю, что это всё же произошло именно после казни британца. А вы читали книгу? Я - нет, знать бы, где её достать(( В любом случае, я думаю, когда речь идёт об Осиме - вряд ли стоит в трактовке уделять много внимания литературному источнику.
Я просто в своих суждениях отталкивалась от принципа Джека - "я не японец, я волен поступать как британец". И еще и поэтому поцелуи для меня - акцент на этом "я не японец". слияния и сосуществования культур не получилось с самого начала ведь, кто-то должен был уступать, и пришлось уступить Ёнои
Понимаете, я согласна со всем этим. Но я вижу другой подтекст, другую мотивацию. В том-то и прелесть - каждый понимает по-своему...
16.03.2009 в 01:33

Я личность творческая – хочу творю, хочу вытворяю.
Понимаете, я согласна со всем этим. Но я вижу другой подтекст, другую мотивацию. В том-то и прелесть - каждый понимает по-своему...
Мне начинает казаться, что мотивация и подтекст двояк еслучайно. Мы обе правы, в конечном счете.) Осима гениален, правда?..
16.03.2009 в 06:45

Sfitrizir, конечно! Именно к этому выводу и нужно было прийти, чтобы полюбить этот фильм и Осиму ещё больше.
Кстати, он мне сегодня приснился. Осима то есть. Хороший сон был.
16.03.2009 в 09:02

Я личность творческая – хочу творю, хочу вытворяю.
Ыыыыыы.)