Я со свежими впечатлениями. Отзыв здесь, но поскольку он там не один, то переношу нужное сюда.Счастливого Рождества, мистер Лоуренс
На подобные фильмы рецензии не пишутся. Улыбаясь, в слезах, под впечатлением и по уши влюбленным идете фанатеть в соответствующее
сообщество. Впрочем, часть эмоций в слова облечь попытаться можно.
Это фильм о Любви. Именно о ней, никак иначе. Необъяснимом всеобъемлющем чувстве. О любви к жизни. И к человечеству. И о том, что именно и как эту любовь пятнает. Принципы, долг, убеждения. Заблуждения. Пустота и холод одиночества. Многое, слишком многое. А война – да просто лакмусовая бумажка.
Любовь, прорастая в каменистой почве душ, делает больно. Очищая от скверны ненависти и агрессии. Любовь не в силах изменить мир, но ее прикосновение не всех оставляет равнодушными.
А еще, несомненно, это фильм о любви. Человека к человеку. Такой разной, к таким разным.
Не удержаться от фразы: в этой потрясающей картине Рюичи Сакамото до невозможности хорош. А Дэвид Боуи... это Дэвид Боуи.
И — много эмоционального субъектива.
читать дальшеНо сразу же посчитаю нужным заметить: да, ваше право не замечать очевидного и считать отношения Ёноя (на мой взгляд, корректней именно такой вариант, а не Йонои, хотя последний звучит симпатичней) и Селльерса психологической дуэлью и чем угодно, но глупо игнорировать недвусмысленные кадры и реплики героев, и еще более глупо закрывать глаза на слова продюссеров и режиссера о том, что это была история любви. Была ли близость - решать уже зрителю, хотя лично я не думаю, что в фильме Осимы возможна случайность. Каждая мелочь несет определенный смысл. Об этом — ниже.
Сперва следует пролог: история охранника и солдата-голландца. История соблазнения, не изнасилования (солдат, плача, сознается, что охранник перевязал его рану и приходил к нему три ночи подряд, был "таким добрым", а потом..., также звучит фраза "Какой позор? Он даже не сопротивлялся насилию!", которая дает понять, что не раскройся все, не было бы никакой трагедии; в пользу соблазнения говорит и фактическое самоубийство солдата после того, как на его глазах казнили охранника - вряд ли дело было только в шоке), которая, как верно заметила Tokyo_number_13, дает ответы на еще не заданные зрителем вопросы. "Не зря с первого же момента нам рассказывают историю надзирателя и соблазненного солдата, а потом еще и показывают назидательные картинки. Это не ружье. Это обнажение клинка, который, следуя кодексу Хагакуре, нельзя вкладывать в ножны, не обагрив предварительно кровью." Аналогии бьют наповал: азиат — европеец (причем европеец, как и Селльерс, светлоглазый блондин, — еще одна аналогия), охранник приходил к солдату три ночи подряд, пока тот сидел в камере за кражу бананов — Ёной к Селльерсу - "каждую ночь", пока тот сидел в карцере за схожий проступок (то ли цветов - не забываем о языке цветов - в качестве еды, то ли манджу) смерть обоих из-за того, что отношения, став явными, приобрели статус запретных, за которые не могла не последовать расплата. К тому же капитан, как известно, в конце войны был казнен — еще один кивок режиссера в сторону охранника-корейца.
Мне кажется, что капитан Ёной с первого, что называется, взгляда был впечатлен Джеком Селльерсом. Интерес и, безусловно, притяжение (показателен в этом плане тот момент, когда Джек неспешно расстегивает рубашку, сперва обнажая грудь, затем спину и одевается лишь тогда, когда Ёной слегка нервно приказывает ему это сделать). Это и последовавшие за спасение Селльерса от казни расспросы о нем, и забота о здоровье, и намеренья назначить командиром пленных, и крики во время тренировок. Кстати, о них: показательны диалог Лоуренса с Селльерсом и Лоуренса с Ёноем. Селльерс, по сути, в свою очередь выражает неравнодушие к капитану и готовность поговорить по душам с целью выяснить, не в одной ли они с Ёноем лодке (о, многое стоит за этим - от возможности понять друг друга в чисто человеческом смысле до благосклонности англичанина к явно заинтересованному им японцу). Вспомним и дедушку Фрейда с его сублимацией (аналогичный режиссерский прием, ИМХО, использован в "Укрощении строптивого", в том эпизоде, где неудовлетворенный герой Челентано колет на заднем дворе дрова), и вопрос Ёноя, беспокоят ли его крики Селльерса, иными словами, как тот реагирует на отношение к нему капитана, не равнодушен ли.
А потом все завертелось-покатилось. Как мужчина Ёной пропал сразу же, как человек увязал в топях Джековой харизмы с каждым поступком того все глубже и глубже, но как верноподаный императора с самурайскими понятиями о том, "Как правильно" - самым натуральным образом истерил, где-то в самой глубине своей души чувствуя, что надо-то совершенно иначе, что зря тогда спас британца, что все кувырком и не по плану. Не быть им вместе никак. Да, война, да, по разные стороны баррикад, но если Джек внутренне свободен и чувства для него отнюдь не табу, то у Ёноя все иначе — он слепнет от боли, ведь его надвое разрывают "хочу" и "нельзя", "чувствую, что правильно" и "знаю, что неправильно", а еще это "почему ты делаешь это?!", адресованное Селльерсу. Ёной похож на мальчишку, которому больно, больно, холодно и, быть может, даже в каком-то смысле страшно, который вконец запутался и с истеричным отчаяньем утопающего хватается за свои принципы как за соломинку, а смутное понимание собственного бессилия все только усугубляет. Селльерс своим объятьем и поцелуями словно говорит Ёною: "Тш-ш, тише, успокойся. Расслабся. Не делай этого, не казни невиновного. Не надо ненависти и злости, ничего не надо - кроме любви. Да, сейчас нам придется заплатить и за наши чувства, и за мою верность себе, и за начало твоего освобождения от дурацкого кодекса, но когда-то ты поймешь, поймешь, как надо и почему." Все поражающе знаково, потому что если до Рождества речь шла главным образом о чувствах мужчины к мужчине, то после мы видим столкновение и двух культур, восточной и западной, и двух типов мышления, мировоззрения, мировосприятия, и силу любви духовной, любви человека к человеку, человека ко всем людям. Джек, который презирал себя за, по его мнению, малодушие и предательство в отношениях с братом, в этот раз смог открыто заявить о своих чувствах, смог спасти любимого человека (т.е. Ёноя, спасти капитана от самого себя), пожертвовав собой, смог спасти людей от смерти. Так он очистился внутренне, а в душе Ёноя начало проростать то, чего тот был раньше лишен - понимание, "что все неправы".
Вернемся к вопросу о близости. Ответ на этот вопрос зависит от толкования кадой сцены. Так что ваше право думать так, как вам нравится больше или кажется правдоподобней.
Если быть против этой версии. Слова продюссера Джереми Томаса о том, что любовь была, а секс - только в фантазиях героев; слова Лоуренса, обращенные к Джеку "кажется, ты ему приглянулся" уже после ночных посещений Ёноя; вплоть до кульминационной сены на плацу напряжение растет, Селльерс "нарывается,2 выводя Ёноя из себя; Ёной мог плакать и быть шокированным тем, что не ожидал "признания" Селльерса, да еще в такой форме и в таком месте. В пользу гипотезы, что "все у них было", говорит следующее. Цветок гибискуса как символ признания и это "буду являться вам", после чего мы видим глаза шокированого и понимающего Ёноя, затем Селльерс рисуется, причем нагло и бесстыдно (лично мне так и лезет в голову нечто вроде "я слышал твои вопли, вижу твои взгляды, все понял и согласен, только не думай, что из нас двоих главный ты") - типично мужские "дуэльные" отношения с вызовом и оттенком заигрывания. Капитан не дурак, все понял и отправил Селльерса туда, где он может с ним встречаться наедине (ну подозрительно это: двое друг в друг недвусмысленно заинтересованы и каждую ночь остаются вдвоем - да, могло и не быть ничего, но... но). Адьютант, узнав о тайных посещениях Ёноем пленника, выходит из себя и убивает охранника - намек на то, что адьютант понял, что отношения зашли далеко, стали запретными, хотя режиссер и тут темнит, ведь не "он погуит ас", а "он погубит ваш дух", то есть заставит забыть о долге, чести и прочем.
Зачем Д. С. тащит с собой коврик? Дорог как память, по-другому не объяснишь. Но вот какая именно память? И зачем его прижимать ко лбу и целовать? Судя по всему, не коврик ему жизнь спас, а ловкость. Или - "спасибо доброму капитану за коврик - и спать теплей, и выжить вот помог"? Осима нарочно нас путает, говорю вам. Дальше следует гловоломка. Вариант первый: Д.С. подумал, что капитан, вспомнив о чести, послал своего адьютанта прикончить пленника, поэтому Джек и решается на побег, поэтому швыряется в Ёноя ковром с издевкой, поэтому выхватывает нож, наблюдая за реакцией капитана и расслабляется только когда Ёной закрывает его своим телом от Хары. Вариант второй: Джек все понял правильно, но не рассчитал, что капитан на подходе. В это верится слабо, потому что раньше попыток к побегу он не делал, и если все понял правильно, то знал, что капитан вот-вот придет. Значит, возможен вариант третий - сознательные попытки сломать мозг бедного самурая, что в конечном счете Джеку и удалось.
Кульминаия тоже двусмысленна: Ёной почти без чувств и в слезах падает на руки солдат, а охрана набрасывается на Селльерса. Ходи по лагерю слухи о капитане с Д. С., реакция солдат и последующая казнь Джека становятся понятней. К слову, попыток спасти Селльерса Ёной не делает, что лично для меня странно: ну да, устроить такое пуьлично, это скандал, но - смертный приговор, да еще в такой форме? Похоже, Ёной лишился дара речи и смирился с неизбежным. Все, о чувствах заявлено публично, расплата неминуема. И все же очко в пользу того, что помимо чувств существовали также и отношения.
К слову о том, что в фильме нет случайностей: белая бабочка символизирует дух умершего, поэтому резонно предположить, что Селльерс умер либо в тот момент, когда Ёной отдал ему честь, либо когда тот уходил, ведь на лбу Джека мы видим именно белую бабочку.
С парой Хара—Лоуренс все проще, они как бы акцентируют внимание зрителя на проблеме Востока и Запада, мира и войны, то есть на том извечном и в то время особенно важном для каждого, ведь чтобы убивать людей и нести разрушения, человеку надо как-то себе объяснять, зачем он это делает. IMDbВикипедияКинопоискА вот для сравнения:
Дэвид БоуиCvjnhtnm
Он же — в роли Джека Селльерса
Рюити Сакамото
В роли капитана Ёноя (Йонои)
А в сообществе можно постить то, что прямого отношения к MCML не имеет? Например, рецензии на другие фильмы Осимы, что-нибудь о Боуи, Сакамото, Китано и т.д.?
kozmik, до меня наконец доло, что вы писали именно о чувствах, а не о принипах.) Я, если честно, много думала о том, что же именно чувствует Джек, потому что его истинные чувства от зрителя ( с моей точки зрения) почти полностью скрыты, так что я продолжаю думать и не пришла к окончательному выводу.
Насчет того же, что он мог капитана соблазнить... Кто знает - вдруг ему было на близкие отношения не легче решиться, чем Ёною? Джек не Боуи ведь все же.) Ну зазывал глазами, ну намекал Лоуренсу, но вдруг вот взять и
завалить капитана на камышовую циновку под пение цикадсоблазнить капитана ему неловко было?) Не знаю) Чувства Джека даже его поцелуи не доказывают, а если их толковать только как попытку сломить капитана и спасти пленных, то вовсе наоборот...Версий, конечно, много, но то, что личо я думаю, я сполна высказала в своём посте. Мне кажется, что Джек вполне был на это готов, но сдерживался, как раз-таки потому, что щадил чувства и принципы Йонои. Конечно, это мой субъективный взгляд. А поцелуи, опять же, мне кажется, и не должны были доказывать чувства. Поцелуи, наоборот, поставили черту в этих отношениях. Поцелуями он просто растоптал Йонои, потому что не мог поступить по-другому.
Несколько раз перечитала ваш комментарий, думая, что же в нём меня смущает. И поняла: действительно, все мои попытки анализировать их поведение закочились тем, что я очень хорошо подумала, чего же там испытывал японец, а вот с Джеком всё сложнее... Наверное, потому, что себя я больше ассоциирую с героем Сакамото, ну, вы понимаете, о чём я. А с Селльерсом всё гораздо сложнее... Надо будет подумать ещё. Всё же, я думаю, что фильм в первую очередь именно о любви (а о чём ещё бываету Осимы?), и, скорее всего, на то и был рассчёт - чтобы каждый проводил параллели со своей жизнью, своими отношениями, рефлексировал и... приходил к каким-то выводам. Потому что отношения Йонои и Селльерса - по-сути, отношения в любой паре, только в очень специфическом, утрированном виде. Каждый в этой истории сожет найти что-то, что он сам когда-то испытал. И именно поэтому мне кажется, что ,даже если Осиму спросить в лоб, он ничего бы не ответил. Только улыбнулся бы своей странной улыбкой.
В общем, мне кажется, что между ними существовало своего рода молчаливое соглашение - да, я это чувствую, ты это тоже чувствуешь, но мы ничего не будем делать, потому что это неправильно. И в данной ситуации Джек был перед выбором - открыть свои чувства к Йонои и спасти жизнь человеку, или же остаться в стороне, промолчать и спасти репутацию Йонои. Он выбрал первое. То есть он всё же переступил через свои чувства во имя долга, вполне по-самурайски.
Имха, да, но не мог Джек предать сознательно со своим-то комплексом вины, мне кажется. Он же наоборот хотел это искупить и должен был свой пступок считать именно таким своеобразным искуплением.
Кто-то когда-то мне сказал, что в японском в конце слова "й" вместо "и", поэтому склоняется, и я, мучая свои и чужие глаза и уши, писала "Ёной", а тут спросила япониста - говорит, все же лучше "Ёнои". А склонять ли Хару - дело вкуса, на эту тему японисты немало копий сломали.
Джек не давал понять, что чувства взаимны? А все эти его взгляды, намёки Лоуренсу, гибискус и т.д. - всё это просто так? Да и чем же они занимались каждую ночь, хех?)) Думаю, Йонои, может быть, и не понимал природу своих чувств к Селльерсу, но уж явно знал, что они вполне взаимны.
В общем, спорить практически бесполезно, так как всё равно каждый из нас воспринимает фильм так, как он лично чувствует. Я, может быть, слишком эмоциональна в обсуждении, но это - только лишнее доказательство того, насколько фильм гениален)
На знание японского ни в коей мене не претендую, мне удобней и привычней говорть "Йонои" и не склонять, а Хару - как раз-таки, наоборот, склонять)
Джек не давал понять, что чувства взаимны? А все эти его взгляды, намёки Лоуренсу, гибискус и т.д. - всё это просто так?
Веди так Джек себя со мной, я бы подумала "заигрывает", но не "любит".) поэтому до эпизода с ковриком мне как зрителю казалось, что Селльерс принимает внимание, провоцирует и все такое, но что там в душе у него творится...
Думаю, Йонои, может быть, и не понимал природу своих чувств к Селльерсу, но уж явно знал, что они вполне взаимны.
А как он это понимание демонстрировал, в таком случае? Я тупой зритель, я не вижу понимания в сцене неудавшегося поединка после такого же неудавшегося побега.)
Был выбор между жизнью невинного + совестью, так сказать, капитана (да, он спас его от его же потупка, это так, но тем не менее) и своими чувствами, соображениями и честью Йонои.
Я понимаю вашу позицию и все, умолкаю, спрошу только: вым категорически не нравится толкование, согласно которому Джек сознательно и намеренно своими поступками пытался доказать Ёнои, что его честь, долг, совесть и прочее - вредная ерунда по понятиям человека (европейца ли, японца ли - неважно)? Помните, Лоуренс гворит, что, получается, он должен умереть из-за Ёнои, из-за его понятия о порядке и намекает, что это абсурд. А это таки абсурд, это не японский менталитет, это искусственно созданный мральный кодекс на основе тех самурайских, которые были на бумаге, но не в жизни. Ничуть не лучше идеалов нацизма, бытующих в то время в Германии. вот представьте, что Ёнои - нацист, военный-немец. Разве, любя его, не нужно любой ценой ему открыть глаза на то, в что он слепо верит?
И Джек назван в книге "сеятелем", потому что в душах посеял свое мировосприятие, о чем в конце фильма говорит Лоуренс.
И еще. Я просто в своих суждениях отталкивалась от принципа Джека - "я не японец, я волен поступать как британец". И еще и поэтому поцелуи для меня - акцент на этом "я не японец". слияния и сосуществования культур не получилось с самого начала ведь, кто-то должен был уступать, и пришлось уступить Ёнои, а почему - см. выше.
Я ни в коем случае не спорю и не убеждаю, просто подумайте, если хотите.) А то вдруг я неясно выразила свою мысль, я же к этим мыслям долго шла - сначала я по-другому на фильм смотрела немного.
Разве, любя его, не нужно любой ценой ему открыть глаза на то, в что он слепо верит?
Мне кажется, что нет. Что, как раз-таки, любя его, нужно уважать любые его принципы, какими бы бредовыми они не были. На протяжении всего фильма у Йонои не раз были шансы расправиться с Селльерсом (в прямом смысле), как и у Селльерса с Йонои (в переносном), но они оба этого не сделали.
представьте, что Ёнои - нацист, военный-немец
Не забывайте, Япония входила в нацистский блок, плюс неоднократно приводимые параллели между Йонои и Мисимой, плюс между японским милитаризмом и нацизмом ой как много общего. В общем, вполне родственные явления.
И Джек назван в книге "сеятелем", потому что в душах посеял свое мировосприятие, о чем в конце фильма говорит Лоуренс.
Если я не ошибаюсь, Лоуренс имеет в виду смерть Селльерса и её значение для окружающих, которые многое осознали, в том числе Йонои, конечно, но, я думаю, что это всё же произошло именно после казни британца. А вы читали книгу? Я - нет, знать бы, где её достать(( В любом случае, я думаю, когда речь идёт об Осиме - вряд ли стоит в трактовке уделять много внимания литературному источнику.
Я просто в своих суждениях отталкивалась от принципа Джека - "я не японец, я волен поступать как британец". И еще и поэтому поцелуи для меня - акцент на этом "я не японец". слияния и сосуществования культур не получилось с самого начала ведь, кто-то должен был уступать, и пришлось уступить Ёнои
Понимаете, я согласна со всем этим. Но я вижу другой подтекст, другую мотивацию. В том-то и прелесть - каждый понимает по-своему...
Мне начинает казаться, что мотивация и подтекст двояк еслучайно. Мы обе правы, в конечном счете.) Осима гениален, правда?..
Кстати, он мне сегодня приснился. Осима то есть. Хороший сон был.